«Международный Институт Наставничества, Регионального и Глобального Управления» – АНО ДПО «МИНРГУ»

Autonomous Non-Profit Organization of vocational additional education - IIMRGM -«THE INTERNATIONAL INSTITUTE OF MENTORSHIP FOR REGIONAL AND GLOBAL MANAGEMENT” - ANO VAE «IIMRGM»

22.10.20. статья Смена управленческой парадигмы

СМЕНА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ – ЗАЛОГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА  

REPLACEMENT OF ADMINISTRATIVE PARADIGM – GUARANTEE OF STABLE SOCIETY DEVELOPMENT

ЧИЛИКИНА Галина Николаевна, кандидат экономических наук, действительный член Международной академии инновационных социальных технологий, член экспертного совета ГД РФ по развитию институтов инновационной системы по 2012 год.                                                 Kravets58@mail.ru

CHILIKINA Galina Nikolaevna, Doctor of Economic Sciences, Active member International Academy Innovative Social Technologies

УДК338.2  Аннотация                                                                                                                                             Рассматриваются  глобальные проблемы человечества и пути их решения. Значение нравственных и этических принципов в управлении страной, потребность в  ноосферной идеологии для устойчивого развития. Отбор и подготовка управленцев новой генерации,  ориентированных  на повышения качества жизни народа. Дается характеристика общечеловеческой системе ценностей, актуальной для России,  возможностей их внедрения через систему воспитания, образования, культуру. Формулируются задачи по обновлению России на основе нравственного императива, национальных  интересов, высокого уровня культуры и социальной ответственности управленцев.                                                                                                                                        Ключевые слова: общечеловеческая система ценностей, нравственные и этические принципы, ноосферная идеология, устойчивое развитие, человеческий фактор, социальная ответственность,  управленческая культура, новый русский выбор, устойчивое  развитие и обновление управленческой элиты России.                                                                        Annotation
       We consider the global problems and their solutions. The value of moral and ethical principles, the need for noospheric ideology for sustainable development. The selection and training of new generation managers, focused on improving quality of people’s life. The characteristic of the universal human value system, relevant for Russia, the possibilities of their implementation through the system of upbringing, education, culture is given. Formulated the task of updating Russia on the basis of moral imperative, the national interest, high level of culture and social responsibility managers.                                                                                 Keywords: universal human value system, moral and ethical principles, noospheric ideology, sustainable development, human factor, social responsibility, managerial culture, new Russian choice, sustainable development and updating of the Russian management elite.

 

Научное и  прогрессивное  международное сообщество, отчетливо  осознает, что на протяжении многих веков, несмотря на эволюцию и научно технический прогресс, мир не становится менее безопасным и более гармоничным. 21 век приготовил нам новые вызовы, проблемы  геополитического, климатического, экономического, техногенного характера, которые необходимо решать ради общей безопасности. Борьба за обладание мировыми ресурсами, стремление к экономическому превосходству, порождает вооруженные конфликты и создает угрозу мировой стабильности и устойчивому развитию.  Исходя из анализа происходящего, как  на уровне мирового сообщества, так и внутри России, напрашивается единственно, на мой взгляд, правильный вывод, причина всех возникающих проблем кроется в  человеческом  факторе. От системы ценностей разных народов, а также народа России, его управленческой элиты,  принимающей решения государственной значимости,  зависит устойчивое развитие и всеобщая безопасность.  «…Из–за горизонта начинает  подниматься главная проблема современности – «Проблема Человека». Она отнюдь не нова – это проблема проблем! О том, что такое человек, что представляет собой его личность, каковы его устремления, его идеалы,  что значит счастье человека и самое главное – как обеспечить ему достойное будущее …» пишет Н.Н. Моисеев в своем труде «Восхождение к разуму». [1, с.123]                                                                                         Наступивший мировой  экономический и духовный кризис показывает, что прежние стратегии развития и управления оказались  неэффективными.  Государственные  системы разных стран, в том числе России,  находится в опасном состоянии, и нужно найти новые источники развития и способы жизнеустройства. В связи с этим хотелось бы остановиться  на основополагающих направлениях, от   которых, на мой взгляд, зависит судьба  человечества.   Это система ценностей и идеология, воспитание и образование, культура и государственное  управление:

I.Первый путь преодоления проблем мне видится, в формулировании и транслировании властями   обществу,  системы ценностей и идеологии, на которую народ должен опираться в своей жизнедеятельности, в которую он поверит. Общечеловеческая система ценностей формировалась веками, ее отражение мы находим в религиозных заповедях, которые в своей основе имеют все  конфессии мира, в Значительную  роль в России сегодня играет православная церковь, которая проводит активную  работу,  по выходу общества из духовного кризиса. Другие конфессии тоже способны внести свой позитивный вклад в  жизнь общества, помочь людям в преодолении  душевных терзаний и  духовных заблуждений, гуманном  отношении к себе подобным.  Н.Н. Моисеев, в книге Я.Д. Яхнина “Размышления о Разуме, Боге и будущности человечества” нашел  главный этический принцип, необходимый для обеспечения будущности человека, который говорит почти дословно одно и то же.    Вот как основные мировые религии и философские учения (Буддизм, Зороастризм, Даосизм, Индуизм, Конфуцианство ,Христианство) формулируют главный этический принцип:                                                                                                                                 “Не причиняй вред другим, так же, как ты не хочешь, чтобы навредили тебе”.                                                                                                        

Мы видим, что сердцевина всех мировых религий, именно религий, а не культов и сект, одна и та же. Это утверждение тех этических принципов, которые необходимы человеку для обеспечения его будущего. Поэтому, напрашивается вывод, что у всех религий есть основы для совместной деятельности, направленной на утверждение этих этических принципов, для формирования ноосферной идеологии, которая должна не зависеть от религий. Мы отвергли социалистическую идеологию, а новой не сформулировали, может быть, именно  поэтому мы замечаем отсутствие консолидации в обществе, назревающее недовольство из-за несправедливости происходящего. Нравственные ориентиры, система ценностей должны стать фундаментов формирующейся идеологии в стране,  без чего,  невозможно дальнейшее движение вперед по пути  устойчивого развития.  Также нет четко сформулированной национальной идеи  - как системы ценностей идентичности: цивилизационной, исторической, геополитической, культурной, государственной.  Рецепты ищутся в идеологии, в национальной идее, в определении национальных интересов.  «Выше воли человека и общества могут быть только объективные законы мироздания, признаваемые рациональным мышлением, а также установленные Всевышним нравственные заповеди, непреложным для религиозного сознания. Первые устанавливаются, исходя из научной парадигмы устойчивого развития, вторые должны приниматься за аксиомы в системе глобального   законотворчества», пишет известный экономист академик  С. Ю. Глазьев [2.с.266].  Я, убежден, утверждает  Н.Н. Моисеев  в своем труде:  «С мыслями о будущем России»,   что преодолеть все те скверны, которые нарастают вместе с ростом городов и образованием мегаполисов, как    и остальные проявления общепланетарного кризиса, можно только в рамках новой цивилизации, новой структуры социальных отношений, смены основных ценностей»[3 с.175].  По словам Н. А. Бердяева,   Россия – это  Востоко-Запад, и  нам необходимо аккумулировать все лучшее, что имеется в западной и восточной культурах, во благо общего устойчивого развития. Ценности  должны осуществлять  общую стратегическую регуляцию  социального поведения, от этого зависит социально – экономический прогресс.

II.Следующее направление  преодоления проблем видится в культуре, образовании и воспитании подрастающего поколения.  Важнейшим рычагом влияния  на социально – экономическое развитие общества, его систему ценностей,  является культура.     Культура могла бы  помочь в том, что и как делать  - подсказать рациональные направления движения к прогрессу, облагородила бы в ней человеческие отношения.  Большинство современных исследователей под культурой понимают специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, системе социальных норм и духовных ценностей, совокупности отношений людей к природе, друг к другу и к самим себе. Культура, образование, воспитание - вот основные три кита, которые способны изменить мир в направлении устойчивого развития и всеобщей безопасности. Н.Н. Моисеев в книге Восхождение к разуму пишет:   « Будущность человека, будущность всего биологического вида homo sapiens в решающей степени зависит от того, насколько глубоко и полно мы окажемся в состоянии понять и усвоить содержание нравственного императива и меру способности человека, следовать ему. То есть, подчинить свою индивидуальность определенной общественной необходимости.  Это и есть, как мне кажется, узловые проблемы современного гуманизма, на исследование которых  должны быть направлены усилия специалистов – гуманитариев. Убежден, ближайшие десятилетия осознание проблем нравственного императива сделается одной из важнейших характеристик цивилизации, направлением развития обществоведения…..»[3].  Путь наверх связан с развитием культуры,  изменения  отношения к человеку, к творчеству, которое должно стать достоянием всех. Именно творчество, мечта, готовность воплощать ее, вероятно должны рассматриваться как важнейшие ресурсы развития в будущем.  .  Сошлюсь на более широкую оценку роли культуры в жизни общества.  Профессор Вартонского университета (США) Бруно Люсато в интервью французского журнала «Экспресс» когда  то  очень правильно заметил: «Культура - это не роскошь, которую позволяют себе развитые страны. Сегодня, как никогда раньше, она является одним из основных условий экономического и политического выживания страны».   Россия ждет от нас нового,  христиански – социального, волевого, творческого воспитания. Россия нуждается в  верной, сильно ведущей идее.  «Грядущая Россия будет нуждаться в новом предметном воспитании русского духовного характера; не просто образования, ибо образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений, а в отрыве от духа, совести, веры и характера может быть и вредным.    Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно – выгодные возможности, технические умения, которыми он, - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный – и начинает злоупотреблять.  Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей,  и что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации» -  пишет писатель и публицист Иван Ильин, спустя сто лет его слова актуальны и сегодня. [4 ]             

III. Следующий путь преодоления проблем кроется в государственной системе управления. Россия в очередной раз стоит на пороге глобальных перемен, пытаясь  создать свою уникальную систему социально – экономического развития, с опорой  на  внутренние ресурсы.   Но есть  серьезные препятствия,  тормозящие  созидательную деятельность в указанном направлении,  прежде всего это  слабая  управляемость  общественными делами в России в целом. Актуальные для российских регионов  вопросы не могут быть решены в традиционных рамках сложившейся системы управления, в том числе и государственного регулирования. Ответ на них лежит в сфере кардинальных изменений не только всей структуры власти, внутриэкономической и  социальной политики, но, прежде всего в пробуждении самосознания как управленцев, так и  граждан. Нужна другая система,   другой стиль управления социально – экономическим развитием, необходимо существенно улучшить качественный состав кадров на всех уровнях управления. Основной целью управления должно  являться повышение качества жизни ее граждан.  И здесь проблема кроится не столько в подготовке управленческих кадров, хотя и в этой части нужно пересматривать всю  воспитательно – образовательную систему в стране, сколько в объективном отборе и назначении кадров на управленческие должности. Необходимо при подборе управленческих кадров основываться на их генетической предрасположенности, наличии нравственного стержня, организаторских и управленческих  способностях, на умении  добровольно принять на себя полной ответственности. Назначения по принципу кумовства, на основе протекции удобных людей  приведет страну к краху, если не пересмотреть всю систему государственного, муниципального управления, и в целом управления как такового.   Мировая наука, в частности генетика и генная инженерия набирают обороты,   имеются открытия в области генетической  предрасположенности, в том числе к управленческой деятельности, и этими исследованиями необходимо пользоваться, изучать и внедрять при назначении на государственные должности. Сегодня, перед научным сообществом стоит серьезная задача - на основе накопленных прогрессивных теоретических знаний, мирового управленческого опыта, не просто создать школы подготовки управленческих кадров,  но и обеспечить принципиально новый подход отбора слушателей, как выше уже было сказано – имеющих способность управлять, нравственный стержень, склонность к альтруизму.  «Быстрый экономический рост Китая, продолжавшийся в ходе и после глобального финансового кризиса (на фоне стагнации мировой экономики), объясняется эффективностью системы управления народнохозяйственным развитием». «Терпеливо, шаг за шагом они строят свой рыночный социализм, постоянно совершенствуя систему государственного управления, и выделяют  только те институты, которые работают на развитие экономики и повышение общественного благосостояния  [2,c.162]  . Возрождение  России напрямую зависит от того, кто будет управлять страной, какую идеологию будут  исповедовать, на какие ценности и нравственные принципы будут опираться при принятии решений, именно от вышесказанного будет зависеть  построение  нашего общего будущего.  «Человек обрел разум и волю не для того, чтобы пассивно воспринимать происходящее, а, зная возможные угрозы, стремиться их избежать» - пишет Н.Н. Моисеев [3].

  1. IV. Новая парадигма управления исходит не только из того,  что надо делать в интересах общества,  благосостояния людей. Недостаточно одних пожеланий и предложений (о чем подробно  написано выше),  нужен   переход  к новому интегральному  мирохозяйственному укладу (МХУ),  в котором новая система отношений между обществом и экономикой  объективно требует для реализации новых достижений науки (Ж Алферов [ 5 ]), нового  образования как развития  человеческих  креативных способностей (Г.Ванюрихин[6]  ), эффективного отбора  управленцев  с учетом их генетической предрасположенности (Г.Чиликина[7].   Как  утверждает С. Глазьев,  в  новом МХУ стратегическое и индикативное планирование сочетается с рыночной саморегуляцией.  «В указанной  модели  отношения между трудом и капиталом перестают быть антагонистическими, так как регулируются и направляются  социалистическим  государством» [8]. Опыт Китая показывает, как отмечено выше автор, что . это возможно. Добавим, что высокая конкуренция на всех уровнях (на что указывал еще К. Маркс) вызывает к жизни все лучшее  в обществе и отбрасывает все издержки настоящего капитализма и прошлого советского  бюрократизма. Таким образом, именно переход к новому МХУ и новому социализму составляет сущность национального управления, и задача новой элиты, о которой сказано выше, обеспечить этот переход с малыми потерями и с наивысшей эффективностью.  Тогда все те мудрые мысли и советы, рассмотренные в статье,   могут оказаться полезными для  построения новой жизни, в которой человек становится не объектом для социальных экспериментов, а субъектом творческой деятельности.     

Список источников

 

1.Моисеев Н.Н.  Восхождение к разуму.   ИЗДАТ. М. 1993.  

  1. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах . Изборский клуб  – М., Изд. Книжный мир, 2018..  
  2. Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. Фонд содействия развитию социальных и политических наук. М. 1997. – 4.. Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. М. Военное издательство, 1993. – С.218.                            5. Ж Алферов. Наука начнет развиваться ,  когда будет востребована экономикой. Культура №32, 15-21. 09.2017.
  3. Г.И. Ванюрихин. Новая методика подготовки креативных специалистов для инновационного технологического развития России. Технодоктрина -.2014, Сборник докладов на 1-м Всероссийском форуме технологического лидерства России - М.,2014    

7 . Г.Н.Чиликина.  Эффективность управления и активизация творческого потенциала. Журнал Самоуправление № 12 – М., 2012                                     

8.Новая хронология Глазьева. Интернет, 10.10.2020

+7 (978)784-22-02   

+7(916) 712-45-74   

115547, Москва, Милютинский пер., 18 стр. 2

                     м. Тургеневская