«Международный Институт Наставничества, Регионального и Глобального Управления» – АНО ДПО «МИНРГУ»

Autonomous Non-Profit Organization of vocational additional education - IIMRGM -«THE INTERNATIONAL INSTITUTE OF MENTORSHIP FOR REGIONAL AND GLOBAL MANAGEMENT” - ANO VAE «IIMRGM»

Доклад Г.Н. Чиликиной: ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ И НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО -ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ.

Чиликина Галина Николаевна, кандидат экономических наук; Директор Института Наставничества, Регионального и Глобального Управления; член РОС; Экспертного Совета по развитию  инновационной системы  в РФ  при комитете по науке и наукоемким технологиям  Государственной  Думы  Р.Ф. (2007- 2011 г). 

 

ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ И НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО -ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ.

                                                                                                                                        Наш век

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Ф. И. Тютчев

УДК  338.2

Аннотация                                                                                                                                             Рассматриваются глобальные проблемы не только России, но и всего человечества, а также пути их решения путем смены управленческой парадигмы и модернизации образования.  Значение нравственных и этических принципов в управлении страной.  Потребность в ноосферной идеологии для устойчивого развития. Отбор и подготовка как управленцев новой генерации, так педагогических кадров, ориентированных на повышение качества жизни народа. Дается характеристика общечеловеческой системе ценностей, актуальной для России, возможностей их внедрения через систему воспитания, образования, культуру. Формулируются задачи по обновлению России на основе нравственного императива, национальных интересов, высокого уровня культуры и социальной ответственности. Вносятся предложения по модернизации воспитательно – образовательной системы.                                                                                                                                    

 Ключевые слова: модернизация воспитательно – образовательного процесса; общечеловеческая система ценностей, нравственные и этические принципы, ноосферная идеология, устойчивое развитие, человеческий фактор, социальная ответственность, управленческая культура, новый русский выбор, устойчивое развитие и обновление управленческой элиты России.                                                                         

I. «Для того чтобы найти пути, ведущие в будущее, надо знать прошлое, представлять свое место, место человека в реализации стратегии Природы» - пишет Н.Н. Моисеев и продолжает: « Нравственный императив потребует и нового мышления политиков, поскольку должны качественно измениться отношения между государствами, и политикам придется признать не только невозможность использовать силовые приемы для разрешения противоречий, но и признать существование общих целей сохранения экологической стабильности планеты, и, наконец, необходимость изменения моральных и нравственных принципов жизни людей. Мы вступили в такую эпоху своей истории, когда один человек может оказаться источником бедствий для всего остального человечества – в руках одного человека могут оказаться сосредоточены невообразимые мощности, неосторожное, а тем более преступное использование которых может нанести человечеству непоправимый вред».   Нынешняя эпоха оказалась серьезным испытанием как для России в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Пришло время анализа допущенных ошибок в воспитании целого поколения.  Одна из главных задач государственного управления сегодня, является создание просторов для саморазвития и самореализации созидательных сил общества, иначе мы не увидим стремительного развития. Созидательные силы общества необходимо взращивать, образовывать и воспитывать. Но модернизация образовательно – воспитательной системы не может быть оторвана от стратегии развития государства, его идеологии и системы ценностей разделяемой обществом. Сегодня руководителям нашей страны совместно с многочисленными народами России, надо определиться, по какому пути развития мы пойдем и на какие фундаментальные ценности будем опираться, какую идеологию будем исповедовать.  По всей планете бушуют разного рода природные катаклизмы, локальные войны, террористические атаки, которые, как мы наблюдаем, спровоцированы неразумностью и безнравственностью людей, принимающих управленческие решения.

Причиной всех наших проблем и поражений является человеческий фактор. 

По словам Т.  Публий:«Нет ничего того, что нельзя было бы извратить плохим исполнением»,  плохое исполнение какого либо дела, это результат действия безнравственной персоны». Сегодня остро стоит проблема нравственного выбора и становления народа и власти. Радует все же тенденция осознанности народа, прозрение и трансляция в общество многими авторами необходимости построения нравственного государства – Сулакшин С.С.; интегрированного социализма – Глазьев С.Ю.; сетевого социализма – Щербаков А.В.; обновленного социализма - Чиликина Г.Н. Весь исторический опыт мировой цивилизации показывает нам крах в итоге любой системы, если она пренебрегает нравственными категориями, такими    как честь, совесть, долг, справедливость и т.д. «Любая реформа, кроме нравственной, бесполезна» - Т. Карлель. Жизнь нам показывает всю пагубность неверно принятых решений и поступков управленцев, которые призваны именно для того, чтобы создать благоприятную среду, способствовать устойчивому развитию, высокому качеству и уровню жизни как общества в целом, так и каждого гражданина страны в частности.    России нужен обновленный социализм, и для построения новой системы обновленного социализма, необходимо ясное представление пути развития, стратегии достижения конечной цели, и здесь не обойтись без научных знаний, накопленных разными поколениями ученых и направлениями, в первую очередь гуманитарными, общественными, естественными, необходим их созидательный синергетический эффект.  В современном понимании, стратегия – генеральная, основная цель, направленная на достижение устойчивости и обеспечения развития системы, ее безопасности с учетом внутренних и внешних факторов. Стратегическое управление начинается со стратегического целеполагания, при этом каждый уровень целеполагания имеет множество альтернативных целей и путей их достижения.  Если   для страны стратегически важно определение выбора пути с перспективой безопасности и устойчивого развития, то для каждого человека это направление жизнедеятельности, где в наибольшей мере будут реализованы жизненные силы людей, данный им от природы творческий потенциал, как для построения личного счастья, так и во благо всего общества. Так как главная цель стратегии управления – улучшение качества жизни людей в гармонии с природой, обществом и космосом, то естественным образом возникает необходимость в разработки и формулировании стратегии воспитательно –образовательного процесса, смене мировоззрения людей, развитии человеческих ресурсов, которые были бы способны обеспечить своим трудом то самое качество жизни и устойчивое развитие.  Многие беды государств - результат кризиса управления, не видящего истинности нравственной опоры, необходимой при принятии решений, лишенных социальной ответственности и вообще каких – либо научных концептуальных разработок безопасного мирового развития.  «Никогда и ни одна власть не была в состоянии предотвращать падение, поднимать рухнувшую страну, восстанавливать разрушенную государственность без опоры на культуру, традиции, без призывов к высоким духовным и нравственным целям». [1]

«Основная цель государства – обеспечить жизнь и самосохранение общества как единого целого. Она детализируется в сложную систему функций – установление правового порядка и охрана его, защита от внешних нападений и т.д. В число этих функций попадает и забота о частных интересах каких – то категорий граждан, слоев, классов, а также примирение вражды между ними…Государство есть орган примирения классов». [2] 

 Сущностью культуры общества, является стремление к совершенствованию человеческой жизни, путем развития созидательных, креативных способностей, физических и духовных сил ее носителей на основе их социально – культурного единства, утверждения жизненно значимых ценностей.  В последних находит свое воплощение «жажда к высшему усовершенствованию» (В. Гете), т.е. потребность в культуре. Разве может быть социально – культурное единство, т.е. единство жизни в современном     обществе при таких ее характеристиках, как социальный раскол и социальная поляризация, несправедливость, разобщение власти и общества, рост преступности, коррупция, расхождение интересов и ценности основных социальных групп, экологический, экономический кризисы, неблагополучие в сферах науки, образования, воспитания, культуры, тревожные ситуации в области национальных и конфессиональных отношений. Чтобы решить обозначенные проблемы, необходимо менять структуру, систему и культуру управления, прежде всего, в органах государственной власти.  Главное предназначение культуры, как социального явления, обеспечить необходимое качество жизни и устойчивое развитие общества, что только возможно при трансформации и единстве всех институтов управления. В первую очередь управление образованием, воспитанием, просвещением, всей культурно – образовательной системой в целом, которые причастны к формированию гуманистического мировоззрения на основе объединяющей общество идеологии. Отсюда следует, что назрела необходимость в интеллектуальной революции, где фундаментальной основой должны стать: общечеловеческая система ценностей, высокий уровень культуры управления, культуры труда, жизнедеятельности общества и высокий уровень профессионализма в целом. 

II. Настало время смены управленческой парадигмы не только в России, но и во всем мире, так как жизнь показывает, что мы все связаны друг с другом, и в одиночку не одна страна в мире не способна справится с глобальными проблемами.  Россия может и должна предложить миру новую, гуманную, справедливую систему устойчивого развития человечества, основанную на общечеловеческой системе ценностей, как альтернативу либеральной системе и сложившемуся миропорядку. И начать необходимо со смены мировоззрения способного привести к эволюции личности и общества в целом, что невозможно осуществить без продуманной воспитательно – образовательной системы. Такую прогрессивную эволюцию мы можем запустить, только начиная со школ, а значит назрело время модернизации всей образовательно – воспитательной системы, как совокупности воспитательных и образовательных технологий, идеологии, ценностных ориентиров, как неотъемлемую часть формирующей личность культурной среды, а также  обеспечит преемственность образовательных программ и государственных образовательных стандартов в сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно – правовых форм, типов и видов. Примером успешной воспитательно – образовательной системы, обеспечивающей высокий уровень развития личности, может является созданная еще до революции педагогическая система Карла Мая на основе основополагающего принципа: «Сперва любить, потом учить»- слова чешского педагога Яна Амоса Коменского XVII века.  Доверие и любовь — на них стояла школа. Май писал: «Ребёнок — тоже человек, хотя и маленький, у него такая же душа и такое же тело, как и у других людей, у него есть своя воля, свои желания, своё мнение». По инициативе нескольких немецких семейств, стремившихся дать детям среднее образование, носившее более прикладной характер, чем в казённых учебных заведениях того времени, в 1856 г.  была открыта частная немецкая мужская школа. Её возглавил талантливый педагог-практик, последователь передовых педагогических взглядов Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского - Карл Иванович Май (1820 -1895), в своё время окончивший историко-филологический факультет Имперского Санкт- Петербургского Университета (1845 г.). В первые годы школа была начальной, а с 1861 г. получила официальное название «Реальное училище на степени гимназии», что отражало усиленную по сравнению с казёнными учебными заведениями прикладную направленность образования. Сегодня, когда мы видим все негативные последствия перестроечного и либерального периода, с полной потерей истинных человеческих ценностей, которые и делают человека – человеком и отличают его от животного, нам необходимо оглянуться назад, в глубь веков, и реанимировать все то лучшее и прогрессивное, что накопило человечество, адаптировать к нынешнему уровню технического и технологического развития общества, при этом не потерять гуманной составляющей и общечеловеческой системы ценностей. Модернизация должна учесть необходимость гармоничного сочетания материального и духовного, индивидуальности и коллективности, самореализации и ответственности, научно- технического-технологического процессов и мировой безопасности. Всего этого можно достичь только путем смены мировоззрения на основе идеологии и системы ценностей, с помощью которой можно сплотить и направить народ в сторону созидания безопасного и благополучного общества. Меняется мода, техника, технологии, но человеческая сущность остается прежней с комплексом пороков и добродетелей, и задача нынешнего поколения поднять человечество на более высокий уровень осознанности и ответственности, понимания тесной взаимосвязи и взаимозависимости всего живого во вселенной. Поэтому, именного сегодня и без промедлений лучшие, прогрессивные, гуманные умы человечества сплотившись в своем творчестве обязаны создать цивилизационно новую, гуманную и прогрессивную воспитательно – образовательную систему способную встроить все звенья одной цепи в комплексную и системную структуру, включающую семью, детские сады, школы, вузы и все культурно-образовательные и просветительские организации. Принципы и ценности в подходах к воспитанию, образованию, формированию личности должны быть едиными и целесообразными, как например:                                                         

Принципы школы Карла Мая: 

1. Давать ученикам только истинные знания.

2. Образование и воспитание — конечная цель всякого преподавания. 

3. Нельзя всех и каждого стричь под один гребень. 

4. Ум, нравственные качества, эстетическое чувство, воля и здоровье ученика в равной степени должны быть заботой учителя.

5. Те занятия плодотворны, где требуется от учеников самостоятельность, а самые знания приноровлены к их силам.   

6. Пример преподавателя — самое действенное средство воспитания.

7. Дисциплина — ещё не воспитание. 

8. Воспитание имеет целью не сломить волю ребёнка, а образовать её. 

9. От юного существа можно добиться всего доверием.

10. Наказание работает, если оно понятно провинившемуся и вполне соответствует тяжести содеянного проступка.

11.Главная задача — подготовить ученика к труду, полезному для общества.   Созданная К. И. Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьёй, стремление педагогов учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить. Всё это в сочетании с высоким качеством образования позволяло год за годом выпускать из стен школы высоконравственных, разносторонне развитых юношей, готовых к труду, полезному для общества. Благодаря возникшей в этом учебном заведении особой атмосфере, именовавшейся «майским духом», школа К. Мая, по меткому выражению её выпускника 1890 г.  Д. В. Философова, была «государством в государстве, отделённом бесконечным океаном от казёнщины». Состав учащихся как по социальному положению, так и по национальному признаку, был весьма разнообразен, без какой-либо дискриминации, здесь учились дети швейцара и сыновья князей Гагарина, Голицына, графов Олсуфьева и Стенбок-Фермора, представители семей предпринимателей Варгуниных, Дурдиных, Елисеевых, Торнтонов и потомки либеральной интеллигенции Бенуа, Гриммов, Добужинских, Рерихов, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тяншанских, причём во многих случаях эта школа давала образование нескольким поколениям одной фамилии; своеобразным рекордсменом среди таковых является династия Бенуа: 25 членов этого клана учились «у Мая». Из стен легендарной частной школы Карла Мая – школы с индивидуальным подходом, где учились Дмитрий Лихачев, Николай Рерих и многие другие выдающиеся личности, выпускники достигли больших успехов в различных отраслях науки и культуры. Более 100 из них стали докторами наук, 29 избраны действительными членами или членами – корреспондентами Академии наук или Академии художеств.

III. Россия сегодня находится в активном поиске оптимального и эффективного пути развития, направленного на повышение качества жизни людей, оказывает миротворческое влияние на мировые процессы. «Мы заинтересованы в сохранении или налаживании новых экономических отношений со всеми странами и зарубежными компаниями, которые проявляют в этом заинтересованность. Но при любой ситуации единственной альтернативой для России является опора в первую очередь на наши внутренние резервы и возможности для количественного и качественного роста экономики» - говорит в своем последнем докладе академик РАН Е.М. Примаков на заседании «Меркурий – клуба».[3]     История показывает, что для Российского менталитета либеральная система развития пагубна, и необходимо изменить вектор направленности в сторону более гуманной, социально благополучной модели, взять все лучшее из прошлого, и, не исключая рыночной экономики,  строить новый социализм.   Миссия нашей страны – в мировом духовном лидерстве, гуманизме и миротворчестве, спасении планеты от разрушения. Хочу привести выдержку из текста выступления по радио Франклина Делано Рузвельта в годы его президентства: 1993 - 1945 гг. Этот период истории США характерен тяжелым, затяжным кризисом, который получил название «Великой депрессии», и выходом из него благодаря новым методам и смелым действием президента. «Президент, как никто другой, обязан мыслить категориями всей страны. Он должен думать не только о ближайшей перспективе, но и об более отдаленном будущем, когда президентом будет уже кто - то другой. Он не должен ограничиваться среднестатистическими данными о материальном достатке и благополучии страны, поскольку за усредненными цифрами легко не заметить опасные проявления бедности и нестабильности. Он не должен допускать, чтобы страна была введена в заблуждение временным процветанием, достигнутым за счет расточительной эксплуатации ресурсов, которых на долго не хватит. Он должен беспокоиться не только о том, чтобы уберечь нас от войны сегодня, но и о том, чтобы войны не знали наши будущие поколения.  Нам нужно прочное и постоянное благосостояние, а не временное благополучие одних слоев общества за счет других. И мир нам нужен прочный, на долгие времена. Такой можно построить общими усилиями всех миролюбивых стран». [4]  Именно такую политику сегодня старается проводить  президент России В.В. Путин, главное чтобы не только президент, но и все правительство осознанно и социально ответственно принимало решения  в интересах страны и всего народа России. Медлить уже недопустимо, сегодня настал исторический момент кардинальных изменений, не только в стратегии и тактике управления страной, но и  в кардинальной смене мировоззрения  людей. Должно наступить понимание необходимости синтеза традиций, ценностей и культуры, который может привести страну к высотам в своем развитии. Начинать необходимо с разработки стратегии развития человека 21 века с самых первых шагов его жизни, с системы формирования личности способной с любовью и ответственностью относиться к окружающей его природе, людям, результатам своего труда, а также проявлять себя, строить свою жизнедеятельность на основе возвышающего душу влияния эстетики и высокого искусства, красоты окружающего мира.  Ценность качественного   труда, особенно  педагогического  и управленческого,  приобретает первостепенное значение, а это то, что воспитывается, поэтому не может быть полезным для общества образование без системы воспитания. По мнению автора «качество это есть то, что сделано с любовью», если человек занимается любимым делом, то результаты его труда высокого качества. Как правило человек увлеченный чем либо, не замечает времени, тем самым приобретает и оттачивает мастерство, достигает наилучшего результата в своей работе.  Тому пример жизнь многих замечательных людей, ученых, конструкторов, изобретателей, творческой интеллигенции, руководителей предприятий и т.д. Любимое дело то, что получается у человека значительно лучше, чем любое другое, и это говорит о генетической предрасположенности к определенному виду деятельности. Существует генетическая предрасположенность к определенным видам деятельности и это уже не секрет, необходимо только разработать систему выявления способностей в раннем возрасте и развивать их в данном направлении. Способностей может быть несколько и это легко увидеть, используя метод наблюдения, за проявлениями и стремлениями к конкретным занятиям в процессе развития ребенка, а также можно использовать метод компьютерной психодиагностики доктора психологических наук Автандила Ануашвили.  Инстинктивно перепробовав разнообразные увлечения, ребенок останавливается на том, что ему наиболее интересно и где он проявляет себя наилучшим образом.   Если с малых лет относиться очень внимательно к изучению и развитию детей, и далее по мере их взросления правильно с научной точки зрения проводить профориентацию, то   выиграет не только человек, но и государство (принцип выигрыш – выигрыш), в силу того, что люди реализуют себя в обществе и для общества на качественно более высоком профессиональном уровне, что в итоге повышает качество и самой жизни в стране. Кризисное время заставляет взглянуть на все происходящее всеобъемлюще, установить причинно – следственные связи, оценить все проблемы и человеческие пороки, вызывающие эти проблемы, мешающие двигаться к справедливому и счастливому построению будущего, найти способ исключить проявление негативных черт человека, и наоборот, способствовать проявлению светлой стороны человеческой натуры.  Очевидно, что спасение страны и человека от пороков, стоит искать в духовно – нравственной плоскости, в построении системы ценностей которая послужит опорой, фундаментом дальнейшей стратегии устойчивого развития и в модернизации воспитательно – образовательной системы.

 Я считаю, что сегодня, при модернизации образовательно – воспитательной системы необходимо:

  1. Создать новую модель образовательно - воспитательной системы, как целостной, продуманной стратегии и тактики, с опорой на лучший отечественный и зарубежный опыт, а также со взглядом в будущее, учетом потребностей будущего. Образовательно – воспитательная модель должна включать всю структуру образования и воспитания с низу до верху, т.е. от государственных, управленческих институтов и структур до дидактических структур и элементов.
  2. Разработать актуальные рекомендации дидактического характера на основе сделанного анализа предыдущих образовательных моделей.
  3. Показать место и роль института наставничества с максимальным его использованием.
  4. Выстроить преемственность и последовательность в стратегии общего среднего и профессионального образования, высшего и дополнительного профессионального образования.
  5. Определить главной стратегической целью всей системы образования и воспитания - прогресс и безопасность общества, который зависит не только от технологического развития в материальном мире, но и от духовности человека, общественной морали, в том числе в общепланетарном масштабе. 
  6. Пересмотреть программы подготовки педагогических кадров с целью соответствия стратегическим планам развития страны и формированию нравственного, социально ответственного человека.
  7. Продумать, создать новые и изучить уже имеющиеся методики качества подготовки педагогических кадров.
  8. Проанализировать, адаптировать и внедрить уже имеющиеся, апробированные в советский период технологии и системы отбора кадров с точки зрения их предрасположенности к определенному виду деятельности. В первую очередь управленцев и педагогов.

IV. Ноосфера, как сфера разума по – В. Вернадскому, создается «энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энергией». Специфика социально – философского знания, в частности, заключается в том, чтобы обосновать и представить обществу тот идеал или Проект государственного устройства, который открывал бы перед обществом широкие перспективы развития, как с точки зрения роста экономического могущества и благосостояния народа, так и с точки зрения расцвета культуры и личности. Страна нуждается в активизации всех интеллектуальных сил для совершения прорыва в достижении статуса Великой державы с высоким уровнем благосостояния граждан. Необходимость в коренном реформировании системы воспитания и образования с целью формирования гуманного, природосберегающего, социально ответственного мировоззрения не возможна без опоры на культуру и традиции народов России. Образование обязано отвечать на глобальные и национальные вызовы, а его качество должно быть адекватно сути возникающих проблем в системе: «Человек – Социум – Природа» - пишет профессор Г.И. Ванюрихин. [5].  Жизнь требует коренных перемен в области социального управления, активизации научного поиска в этом направлении.     Перед Россией в XXI веке стоят сложные проблемы, усугубляющиеся мировым кризисом, однако научно – обоснованных ответов на них пока нет. По   мнению автора, один из них видится в создании инновационной теории, методологии и практики социального управления, в формировании управленцев новой генерации, генетически предрасположенных к социально-ответственной управленческой деятельности, с высоким уровнем нравственности, социальной ответственности и управленческой культуры.  Стране нужны управленцы - альтруисты, способные действовать в условиях рыночного хозяйства, и кризисного состояния общества во имя процветания России, а не ради личной наживы. Нравственный стержень управленца, его социальная ответственность – вот тот фундамент, который   необходим в достижении социальной справедливости и устойчивого, созидательного развития общества.   Чтобы воспитать новое поколение социально ответственных управленцев, прежде всего, необходимо  создать и  убедительно обосновать  систему ценностей, которую разделяли бы все граждане России и руководствовались ею в своей жизнедеятельности.  Ценности - это высшие, абсолютные ценности. Абсолютной ценностью является сам человек, его жизнь. К высшим ценностям следует отнести справедливость, долг, честь, совесть, свободу, мир, труд, добро и все то, что ведет человечество к прогрессивному развитию.  Без реализации этих ценностей человек не может состояться как личность, а государство не может создать цивилизованное общество.  Ценностные ориентации: идеологические, политические, моральные, эстетические и другие, необходимы каждому гражданину в процессе его социальной адаптации и профессионального функционирования, при оценивании окружающей  действительности  и ориентации  в ней. Наша задача состоит в том, чтобы возродить лучшие традиции отечественной культуры, учитывая   геополитическое положение России.   По словам Н. А. Бердяева, Россия – это  Востоко-Запад, и  нам необходимо аккумулировать все лучшее, что имеется в западной и восточной культурах. Но надо разграничить национализм и патриотизм, по словам Н.И. Бердяева: «Любовь наша к России, как всякая любовь , - произвольна, она не есть любовь за качество и достоинство, но любовь эта должна быть источником творческого созидания качеств и достоинств России. Любовь к своему народу должна быть творческой любовью, творческим инстинктом. И менее всего она означает вражду и ненависть к другим народам. Путь к всечеловеческому для каждого из нас лежит через Россию».  России присуще опора на духовные ценности, именно они   должны осуществлять общую стратегическую регуляцию социального поведения. Для того чтобы лучше понимать народ, его генетическую тягу к духовным ценностям, необходимо знать не только историю России, но и историю Руси, далеких предков, народный фольклор, былины, которые донесли до наших дней довольно сложную систему эстетических ценностей и оценок, свойственную нашим предкам. Для них была характерна эстетизация природы, они не видели вокруг себя изначального зла, воспринимая мир в целом, как дружественный, дарящий жизнь во всей ее сложности. Одним из главных отношений в древнеславянской культуре стало отношение: человек – природа. Поэтому славяне эстетизировали силу как дар Матушки – земли, мечтали покорить ее и направить на служение людям. И наша задача не допускать ошибок предшествующих поколений, наших дедов и отцов в агрессивном освоении природы, в потребительском к ней отношении ради материального обогащения отдельных лиц в ущерб благополучию целых народов населяющих землю.  Из вышесказанного следует, что воспитание и образование должны стать поистине государственным делом, как способ добиться социально – экономических целей. Огромная ответственность за судьбу России ложится на плечи не только первых лиц государства, но и всей системы воспитания и образования в нашей стране.  Актуален и сегодня подход - педагогическая система И.И. Бецкого и Екатерины II.  Именно в воспита­нии он видел «корень всему злу и добру»; оно должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества личности, как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание «домостроительства». Обра­зование без воспитания, по его убеждению, лишь вредит на­туре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.  « По сему ясно, - писал , в частности , Бецкой, - что корень всему злу и добру воспитание ….единое только средство остается , то есть: произвести сперва способом воспитания , так сказать, новую  породу или новых отцов и матерей, которые б детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, а от них дети передали б паки своим детям , и так, следуя из рода в роды , в будущие века». В подтверждение этих слов в 1763 году в Москве был открыт Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши, дети, которых не могли прокормить их родители. Здесь из них воспитывали мастеров, художников, ученых. В 1764 году под Петербургом возник Институт благородных девиц, где главным стал принцип духовного развития воспитанниц, уважение к ребенку. И далее при Екатерине II открывались в уездных городах школы, пансионы, институты. Также и весь советский период характеризуется заботой и поддержкой детей из малообеспеченных семей, детей лишенных родителей, начиная с  тяжелого  послереволюционного, затем послевоенного времени, государство заботилось о судьбе беспризорников и как результат правильной социальной политики,  многие из них стали полезными для общества, великими людьми.   А что мы наблюдаем сейчас, призывы поднять рождаемость, решить демографические проблемы, а что будет дальше с этими детьми не кто не задумывается, на сколько они будут полезны обществу и нужны ли они родителям, так как часть из рожающих много детей, больше ориентированы на решение личных, материальных  вопросов за счет пособий, а не потому что есть материнское чувство безусловной любви и потребность в материнстве, заботе о своем потомстве. В России очень много детей бездомных, ненужных своим родителям и этот вопрос надо решать также как в восемнадцатом веке, и в нашем советском прошлом. Из всех детей можно вырастить достойных людей полезных обществу, и задача государства взять на себя эти обязанности без всяких квот, а по потребности открывать школы, пансионаты для этой категории детей. Ни один ребенок родившийся в России не должен испытывать нужду и лишения, иначе грош цена такому государству.   Поэтому, еще одна цель нынешнего общества заключается  в том, чтобы раскрыть не только потенциал способностей индивида, но и огромный потенциал объединяющего индивидов социума, создать тем самым необходимые предпосылки для беспрепятственного самовыражения всех личностей во имя общего блага.

V. Для активизации и полного использования во благо всего общества творческого потенциала человека, необходимо подготовить такие управленческие кадры, которые будут способны раскрыть и правильно применить  человеческий потенциал,   которые смогут эффективно управлять талантами. Необходимо готовить не только тех, кто будет создавать инновации, но и тех, кто будет ими управлять.     Одним из главных ресурсов для занятия достойного места в мировом сообществе академик Д.С. Львов считает творческий слой общества: « Это тот слой, для которого творчество и созидание являются исходной нормой жизни, а не только и не столько существования. В подлинном смысле слова - это мастера, создающие научные школы, передающие людям новые знания, обучающие их новым профессиям, производители уникальных изделий, поддерживающие и восстанавливающие здоровье людей, хранители духовных и культурных ценностей народа, работники способные творить и созидать. Это тот слой, который обладает наивысшим инновационным потенциалом… Мы либо «оседлаем» творческий фактор, для чего еще не утеряли возможностей, либо окажемся одним из фигурантов мирового подполья, деструктивного геопояса, угрожающего существованию и России,  и всего мира» [8]. Эти слова известного ученого спустя десятилетия не потеряли своей актуальности.            Другие ученые отмечают: «Ценность России для человечества не в богатстве ее недр, теряющем значение по мере распространения информационных технологий, а в нестандартном мироощущении, в умении создать конвейер по производству самого дефицитного и самого нужного человеческого материала, способного к творчеству и систематическому генерированию принципиально новых идей»[4].   Возрастающие потребности в творчестве обусловлены не только проблемами мирового и национального значения, но и темпом происходящих изменений, в значительной мере спровоцированных человеком, научными и техническими достижениями «продвинутой части» мирового сообщества.  И теперь возникает проблема «подтягивания» основной массы людей к передовому отряду: «Нужно воспитывать новый тип инженера, в сущности новый тип человека, который бы не чувствовал себя потерянным в быстро меняющемся мире, человека, которого изменения воодушевляли бы, человека, способного к импровизации, уверенного, мужественного, сильного человека, который мог бы с честью и с радостью встретить неожиданную, новую для него ситуацию»[5]. Творческая индивидуальность развивается во всем пространстве культуры, и наше традиционное обучение с недооценкой гуманитарных дисциплин  для инженеров и точных наук  для гуманитариев уже требуют радикального пересмотра.     

Автор видит  прогрессивное обновление и развитие Российского общества: 

1)   в формулировании идеологии, на фундаменте  общечеловеческой системы ценностей, высоких этических принципах;

2) в тщательном отборе и  подготовке управленческих и педагогических кадров, генетически предрасположенных к социально-ответственной управленческой и педагогической  деятельности;

3) в модернизации всей образовательной и воспитательной системы с  предоставлением возможностей для максимального раскрытия творческого потенциала личности, с целью самореализации и  во имя процветания Российского общества; 

4) в использовании как антикризисной меры  уже имеющегося в России опыта совмещения общеобразовательной подготовки в средней школе с профессиональной подготовкой: технических  специальностей, сферы услуг,  строительно – ремонтных работ, что даст возможность найти применение  не только интеллектуальным знаниям (Вуз),  но и конкретным навыкам и умениям удовлетворяющим потребности общества;

5) в создании психологически и физически комфортной, творческой среды, способствующей рождению инноваций, как в обществе в целом, так и в организациях в частности;       

6) в насаждении в обществе культуры управления, культуры труда,   культуру в обществе необходимо возвести в ранг наивысшей ценности, способствующей активизации инновационной деятельности и общественному прогрессу;   

7) в использовании, наряду с гармоничным развитием личности в  государственных и частных учреждениях, методик самопознания,  самореализации, профессиональной ориентации.                                                                                                                                                                                                     8) в реализации лозунга Эдварда Деминга: «Качество–это образ жизни, смысл существования промышленности и управления».

Россия всегда нуждалась, а сегодня особенно в новом нравственном, и социально ответственном, ведущем слое.   Вот что пишет по этому поводу выдающийся русский мыслитель   И.А. Ильин, слова которого сегодня как никогда актуальны [6, c.254-257][9].

1.  «Править должны лучшие.  Новая элита, - эта новая русская национальная интеллигенция…» … «ведущий слой не есть ни замкнутая «каста», ни наследственное или потомственное «сословие». По составу своему он есть нечто живое, подвижное, всегда пополняющееся новыми, способными людьми и всегда готовое освободить себя от неспособных». «Мы все – от правителя до простого обывателя – должны научиться узнавать людей качественно духовного заряда и всячески выдвигать их, «раздвигаясь для них»; только так мы сможем верно пополнить нашу национальную элиту во всех областях жизни. Это требование есть не «демократическое», как принято думать, а нравственно патриотическое и национально государственное. Только так мы воссоздадим Россию: дорогу честности, уму и таланту!»

2. Принадлежность к ведущему слою – начиная от министра и кончая мировым судьей, начиная от епископа и кончая офицером, начиная от профессора и кончая народным учителем, - есть не привилегия, а несение трудной и ответственной обязанности.

3. «В России должна быть искоренена дурная традиция «кормления», т.е. частного наживания  на публичной должности - Государственный чиновник. Так же, как и служащий городского самоуправления, должен довольствоваться получаемым им окладом (жалованьем) и не пополнять его никакими «прибытками» или «поборами» с обслуживаемого им населения».

4. «Государственная власть имеет свои пределы, обозначаемые именно тем, что она есть власть, извне подходящая к человеку, предписывающая и воспрещающая ему независимо от его согласия или несогласия и угрожающая ему наказанием. Это означает, что все творческие состояния души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государственной власти и не могут ей предписываться. Ведущий слой призван вести, а не гнать, не запугивать, не порабощать людей.   Лучший способ вести есть живой пример. Авантюристы, карьеристы и хищники не могут вести свой народ, а если поведут, то приведут только в яму. России нужна власть, верно блюдущая свою меру». 

5. «Новый русский отбор должен строить Россию не произволом, а правом.  Законы должны соблюдаться и исполняться самими чиновниками…   От закона есть только одно «отступление»: по совести, в сторону справедливости, с принятием на себя всей ответственности».

6. «Новая русская элита в деле правления должна блюсти и крепить авторитет власти, ибо неавторитетная власть не оборонит и не возродит Россию».

7. «Новый русский отбор должен быть одушевлен творческой национальной идеей. Нужна новая идея – религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу. Только такая идея может возродить и воссоздать грядущую Россию». 

Нынешней России нужен новый русский человек, с обновленным - религиозным, познавательным, нравственным, художественным, гражданским, собственническим и хозяйственным укладом. Этот уклад мы должны, прежде всего, воспитать и укрепить в себе самих и наших детях.  Россия ждет от нас нового, христиански – социального, волевого, творческого воспитания. Россия нуждается в верной, сильно ведущей идее. «Грядущая Россия будет нуждаться в новом предметном воспитании русского духовного характера; не просто образования, ибо образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений, а в отрыве от духа, совести веры и характера может быть и вредным. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно – выгодные возможности, технические умения, которыми он, - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный – и начинает злоупотреблять.  Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, и что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации» [9] . И сегодня, в ХХI веке, его слова не перестают быть актуальными, и стратегической целью всего общества, должно быть выстраивание государства «общего блага» с основой на идеологию, общечеловеческую систему ценностей, что возможно только при смене мировоззрения, огромной просветительской и воспитательной работе со всем населением страны.

Литература: 1. Егоров В.К. Многоликая Россия : ХХ век. Философско – историческое исследование. М., 1998. С. 404 – 405.

  1. Зиновьев  А.А.  Фактор понимания. Изд. Алгоритм. М. 2006. С. 286  .    
  2. Примаков Е.М. Россия: итоги и перспективы. Экономика и политика в современном мире. Изд. ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2015 .№ 1. С. 8.
  3. Франклин Делано Рузвельт . Беседы у камина. Изд. ИТРК., М. 2003., С. 125.
  4.     Ванюрихин  Г.И. Новые принципы   развивающего обучения.   Сборник «Science: Discoveries and  Progress. III International Scientific Conference».  Czeh Republic, Karlovy Vary  –   Russia , Moscow, September 28-29, 2018. C. 303 – 315.
  5. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. Под ред. М.Г. Делягина: ИНФРА-М, 2000. С.326. 
  6.  Горинов М.М., Ляшенко Л.М., институт Российской истории РАН . М.                       История России . От древней Руси к Императорской России 1994 г., С. 88. 
  1. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы экономики. Рук. Авт. Колл. Д.С. Львов. – М. ОАО Изд-во «Экономика», 1999. (с. 28-29).  
  2. И. Ильин. О грядущей России. Избранные статьи.- М.: Военное издательство, 1993.

+7 (978)784-22-02   

+7(916) 712-45-74   

115547, Москва, Милютинский пер., 18 стр. 2

                     м. Тургеневская