Геннадий Ванюрихин, д.т.н., профессор, член союза писателей России.
Новый Образ Жизни людей как высший уровень конкурентоспособности страны в глобальном мире, показатель ее абсолютной безопасности
( Доклад, сделанный на Пленарном заседании НМК 23 июня 2021 г. в зале Президиума РАН . Опубликован в Сборнике « Россия в XXI веке : «Великая Отечественная война и историческая память. XXIX Моисеевские чтения, стр. 116-121).
Аннотация . В докладе рассматриваются причины разрастающейся неправды о мировой и отечественной войне в ряде других стран, в том числе обязанных советскому народу своей свободой и самой жизнью. Показывается, что нам нужно не только защищаться, но и противопоставлять неправде и лжи новую правду о наших победах уже на мирном поприще. Создание нового образа жизни в России (по Н.Н. Моисееву) и победа этого образа в конкурентной борьбе – это мощный аргумент в пользу будущего нашей страны, гарантия предотвращения военной агрессии, а также придание нового смысла в развитие человечества, находящегося на грани экологической катастрофы.
Ключевые слова: причины неправды о 2-й мировой войне и Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.; новый образ жизни по Н.Н. Моисееву; победа на уникальном мировом рынке- гарантия мирного развития России и всего человечества.
Некоторые наши авторы пишут о том, что мы сами как бы провоцируем этот процесс, снося памятники нашим деятелям прошлого, таким, как Ф. Дзержинский. Но я думаю, что причина такого печального явления носит более глубокий характер. Возможно, но это мое личное мнение, что у некоторых народов и стран накопилось некоторое недоверие к нашим словам и нашим усилиям после указанных войн. Если мы победили в той страшной войне, то почему сегодня мы живем хуже, чем проигравшие в войне? Это утверждение нельзя просто отбросить, как бы мы ни старались. Надо снова доказывать, что «дело наше правое», и мы достойны новых побед, но уже на гражданском (экономическом) фронте. И такие победы пересилят ту ложь не только о войне, но и укоренившуюся ложь в капиталистическом мире, в котором олигархи и крупные бизнесмены , наравне с продажными политиками, просто не могут выжить , не прибегая к лжи. Но и нам надо научиться «жить не по лжи», к чему призывал наш мужественный писатель А. Солженицын. «Основная беда нашего времени-его тотальная фальшь», - утверждает Андрей Кобяков в недавней статье «Во благо России»[1] .Но еще раньше (20 лет тому назад) академик Н.Н. Моисеев подчеркивал: «…и сегодня самым тяжелым для нас является не материальная сторона и нищенское существование , а невостребованность нашего интеллекта, нашего труда , нашей квалификации. Если угодно– нашего мастерства , нашей способности принести благо Родине. Мерзость и ложь – вот что превращает нашу жизнь в кошмар. И ее в постперестроечное время стало, увы, больше. Куда больше, чем в самые страшные времена» [2, c.58]
4.Новый Образ жизни людей. Если следовать обыденному утверждению , то Образ жизни трактуется как совокупность активностей, проявляющая себя в повседневной жизни человека и в общении с другими людьми (Википедия). Н.Н. Моисеев придавал этому понятию более широкий смысл , который можно назвать Новым образом жизни. По- Моисееву, эта активность человека как носителя общекультурного Разума, Коллективного Интеллекта на новом витке цивилизации. Это новая Стратегия жизни, обеспечивающая в конечном итоге коэволюцию природы и человека. Этой проблеме академик Н.Н. Моисеев уделил особое внимание в своих многочисленных монографиях , которые известны нашему научному сообществу. Русский Новый образ жизни- это возвращение к национальным ценностям, доминирование общественного над индивидуальным, отторжение западных ценностей потребительского общества, ведущих к разрушению природы и самого человека с его симулятивными потребностями [3, c.75-76] (Симулятивное потребление предполагает такое потребление, в котором важна прежде всего стоимость , а не полезность товара).
Добавим важную особенность русского характера и русского духа. В своей монографии «Как возможно творческое мышление» И.А. Бескова отметила связь между способностью пропускать в сознание противоречивую информацию и способностью к творчеству[4,с.165]. C другой стороны, наш известный философ Н.А. Бердяев показал, что русский человек (русский дух) просто «соткан» из противоречий: деспотизм и анархизм, вольность; жестокость и доброта; индивидуализм и безличный коллективизм; национализм и универсализм (Ф.М. Достоевский); искание Бога и воинствующее безбожие (+ В.Г. Белинский); смирение и склонность к бунту. Указанные противоречия имеют свою причину исторического и географического толка. Другой известный философ Н.Ф. Федотов считал, что противоречия –это крайние проявления одной и той же русской души, и он описал модель противоречивого человека в виде эллипса, и его двоецентрие образует то напряжение которого только и делает возможным жизнь и движение непрерывно изменяющегося соборного механизма [5,с.33,43]. Из сопоставления изложенных утверждений можно сделать вывод: причина талантливости русского человека (русского духа) состоит в его противоречивости, и «противоречивая хозяйка» (наше сознание) легче допускает в свой дом «противоречивых» (неотесанных) гостей, то есть внешнюю разнообразную неотфильтрованную информацию о внешнем мире, несмотря на действие психологической защиты. Это личное мнение автора, впервые изложенное на одном из семинаров в МГУ им. М.В. Ломоносова в 2004 году и опубликованное в ряде изданий.
Если мы в рамках социализма или цивилизма создадим Новый образ жизни людей и выиграем мировую конкуренцию на этот уникальный продукт Коллективного Интеллекта , то тогда скорее всего разумное большинство мирового сообщества поверит, что Русский народ не зря победил в той страшной войне , и что именно Россия несет новый смысл развития человечества, без которого это человечество может погибнуть даже раньше, чем разразиться экологическая катастрофа.
Построение Нового образа в стране победившего социализма позволит создать мощный пример для других народов, сделают абсолютно не нужными колоссальные затраты на оборону, как в известной сказке Л.Н. Толстого «Об Иване-дураке и его двух братьев: Семене-воине и Тарасе-брюхане, немой сестре Меланье , и о старом дьяволе и трех чертенятах», о которой я уже упоминал читателю. В этой сказке воины Тараканьева царства напали на царство Ивана –дурака, но остановились, сраженные приглашением «дураков» : «Коли вам , сердечные, на вашей стороне житье плохое, приходите к нам совсем жить» [10, с.317, 341.]
Построение Новой , счастливой жизни в нашей стране будет самой главной наградой поколению , которое победило в той страшной войне, принеся в жертву свои молодые неповторимые жизни. И никто не посмеет говорить о той нашей победе неуважительно, сравнивать освободителей Европы с захватчиками, рушить памятники нашим воинам. В поселке Борискино (Татария), где родился и вырос автор этого доклада, стоит памятник погибшим односельчанам. Там 169 фамилий ( в том числе фамилия отца автора- Ванюрихина Ивана Николаевича) , среди этих фамилий 7 Мироновых. Автор в свое время написал: «Спросите Мироновых сдавленно в поселке моем Борискине – там семь их фамилий вдавлено в каменном обелиске. Они положили голову в России, Литве и Польше- и нету в семье Мироновых наследником- мальчиков больше».
Возможно, что именно России с ее Новым Образом жизни удастся разрешить самую грандиозную проблему, которую вслед за Буддой сформулировал выдающийся писатель и ученый Герберт Уэллс: « Все, чему учит история , как мы убеждаемся на страницах нашей книги (Всеобщей истории мировой цивилизации) , находится в полном соответствии с учением Будды. Невозможны, как мы видим, ни социальный порядок, ни безопасное существование , ни мир и счастье, ни справедливые вожди , если люди не станут поглощены чем-то большим, чем они сами. Изучение биологического прогресса открывает ту же закономерность: поглощение тесного индивидуального мирка более широким существованием. Забыть себя в более широких интересах – значит вырваться из тюрьмы своего замкнутого мира» [11, с. 285]. Эта же мысль повторяется в Евангелии от Марка: « Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (гл.8, п.34).
Литература:
1.Андрей Кобяков. Во благо России. Идеология справедливости вне «право-левых» координат. Завтра, июнь ,2021г.
4.И.А.Бескова. Как возможно творческое мышление. –М.,1993.
5.В.Ф.Шаповалов.Истоки и смысл российской цивилизации. Учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
6.Н.Н.Моисеев. Экология человечества глазами математика. -М.: Молодая гвардия, 1988.
7.В.С.Нерсесянц. Национальная идея России во всемирно –историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме. – М.: Норма, 2001.
10.Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22-х томах. –М.: «Художественная литература»,1982. Т.10.
+7 (978)784-22-02
+7(916) 712-45-74
kravets58@mail.ru115547, Москва, Милютинский пер., 18 стр. 2
м. Тургеневская