«Международный Институт Наставничества, Регионального и Глобального Управления» – АНО ДПО «МИНРГУ»

Autonomous Non-Profit Organization of vocational additional education - IIMRGM -«THE INTERNATIONAL INSTITUTE OF MENTORSHIP FOR REGIONAL AND GLOBAL MANAGEMENT” - ANO VAE «IIMRGM»

Геннадий Ванюрихин. Новый образ жизни людей.. Доклад на НМК 23.06.2021

Геннадий Ванюрихин, д.т.н., профессор, член союза писателей России.

 Новый Образ Жизни людей как высший уровень конкурентоспособности страны в глобальном мире, показатель ее абсолютной безопасности

( Доклад, сделанный на  Пленарном  заседании НМК  23 июня 2021 г. в зале Президиума РАН . Опубликован в Сборнике « Россия в XXI веке : «Великая Отечественная война и историческая память. XXIX Моисеевские чтения,  стр. 116-121).

Аннотация . В докладе рассматриваются   причины разрастающейся неправды о мировой и отечественной войне в ряде других стран, в том числе обязанных советскому народу своей свободой и самой жизнью. Показывается, что нам нужно не только защищаться, но и противопоставлять неправде и лжи новую правду о наших победах уже на мирном поприщеСоздание нового образа жизни в России (по Н.Н. Моисееву) и победа этого образа в конкурентной борьбе – это мощный аргумент в пользу будущего нашей страны, гарантия предотвращения военной агрессии, а также придание нового смысла в развитие человечества, находящегося на грани экологической катастрофы.

Ключевые слова: причины неправды о 2-й мировой войне и Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.; новый образ жизни по Н.Н. Моисееву; победа на уникальном мировом рынке- гарантия мирного развития России и всего человечества.

  1. Информационная война против невеж и злопыхателей . Бесспорно, что нужны определенные усилия (в том числе и со стороны  «пишущей братии») по защите правды о 2-й мировой войне, о Великой отечественной войне нашего народа (1941-1945). И представленные доклады на конференции «Моисеевские чтения-2021» (21-23.06.2021) должны сыграть определенную роль. Но в то же время мы видим, что эта неправда о вкладе Советского союза в великую победу по разгрому гитлеровской Германии, в освобождение Европы от коричневой чумы   разрастается в мире, и нам приходится все чаще и настойчивей вести информационную войну против невеж и злопыхателей, не достигая особого успеха: примером тому служат сносы памятников нашим погибшим воинам в некоторых странах Европы. И великий подвиг наших отцов, дедов, всего народа недооценивается частью мировой общественностью, и именно эта часть наиболее активно себя проявляет в средствах массовой информации.  Почему так происходит?
  2. Как остановить снос памятников победителям в войне с фашизмом

Некоторые наши авторы пишут о том, что мы сами как бы провоцируем этот процесс, снося памятники нашим деятелям прошлого, таким, как Ф. Дзержинский. Но я думаю, что причина такого печального явления носит более глубокий характер. Возможно, но это мое личное мнение, что  у некоторых народов и стран накопилось некоторое недоверие к нашим словам и нашим усилиям после указанных войн.  Если мы победили в той страшной войне, то почему  сегодня мы живем хуже, чем проигравшие в войне? Это утверждение нельзя просто отбросить, как бы мы ни старались. Надо снова доказывать, что «дело наше правое», и мы достойны новых побед, но уже на гражданском (экономическом) фронте. И  такие победы пересилят ту ложь не только о войне, но и укоренившуюся ложь в капиталистическом  мире, в котором олигархи и крупные бизнесмены , наравне с продажными  политиками,  просто не могут выжить , не прибегая к лжи. Но и нам надо научиться «жить не по лжи», к чему призывал наш мужественный писатель  А. Солженицын.  «Основная беда нашего времени-его тотальная фальшь», - утверждает  Андрей Кобяков в недавней статье «Во благо России»[1]  .Но еще раньше (20 лет тому назад) академик Н.Н. Моисеев подчеркивал: «…и сегодня самым тяжелым для нас является  не материальная сторона и нищенское существование , а невостребованность нашего интеллекта, нашего труда , нашей квалификации. Если угодно– нашего мастерства , нашей способности принести благо Родине. Мерзость и ложь – вот что превращает нашу жизнь в кошмар. И ее в постперестроечное время стало, увы, больше. Куда больше, чем в самые страшные времена» [2, c.58]

  1. Рынок в мире живого вещества. Так мы приходим к великой идее Н.Н. Моисеева : наша страна может выиграть самую высокую конкуренцию в мире , создав Новый образ жизни людей. Это более высокий уровень конкуренции - после конкуренции товарами, услугами, компетенциями, национальными инновационными системами; в разработке национальных инновационных   систем автору пришлось участвовать в составе Экспертного совета Государственной думы.  О новом Образе жизни людей, соответствующей конкуренции на новом рынке    наш выдающийся ученый и истинный патриот России писал в ряде работ.  Например, в 3-х томном труде , изданном в МНЕПУ, автор пишет: «В основе любого развития лежит ОТБОР новых, непрерывно развивающихся форм организации живой Природы , олицетворяющих творческое начало Природы…В живом мире к этим общим законам (физики и химии) добавляются специфические принципы отбора, которые, я полагаю, уместно называть РЫНКОМ…Рынок  в мире живого вещества – это своеобразная система соревнований , отбирающих наиболее приспособленных  к сегодняшним условиям жизни…Тот рынок , о котором пекутся экономисты , является лишь частным случаем общего РЫНКА… На новом витке антропогенеза жизнь человека будет управляться новым типом РЫНКА, обладающим определенным горизонтом предвидения: общество станет заботиться о судьбе следующих поколений…В перечне многочисленных принципов отбора будут фигурировать интересы наших потомков» [2, c.  220-221]. Итак, Н.Н. Моисеев пишет о РЫНКЕ новых образов жизни людей, в создание которого должна включиться и наша страна.  Что же автор вкладывает в понятие Образа жизни?

4.Новый Образ жизни людей. Если следовать обыденному утверждению , то Образ  жизни трактуется как совокупность активностей, проявляющая себя в повседневной жизни человека и в общении с другими людьми (Википедия). Н.Н. Моисеев придавал этому понятию более широкий смысл , который можно назвать Новым образом жизни. По- Моисееву, эта активность человека как носителя общекультурного Разума, Коллективного Интеллекта на новом витке цивилизации. Это новая Стратегия жизни, обеспечивающая в конечном итоге коэволюцию природы и человека. Этой проблеме академик Н.Н. Моисеев уделил особое внимание в своих многочисленных монографиях , которые известны нашему научному сообществу.  Русский Новый образ жизни- это возвращение к национальным ценностям, доминирование общественного над индивидуальным, отторжение западных ценностей потребительского общества, ведущих к разрушению природы и самого человека с его симулятивными   потребностями [3, c.75-76]  (Симулятивное потребление предполагает такое потребление, в котором важна прежде всего стоимость , а не полезность товара).

     Добавим важную особенность русского характера и русского духа. В своей монографии «Как возможно творческое мышление»  И.А. Бескова отметила связь между способностью пропускать в сознание противоречивую информацию и способностью к творчеству[4,с.165]. C другой стороны, наш известный философ Н.А. Бердяев показал, что русский человек (русский дух) просто «соткан» из противоречий: деспотизм и анархизм, вольность; жестокость и доброта; индивидуализм и безличный коллективизм; национализм и универсализм (Ф.М. Достоевский); искание Бога и воинствующее безбожие (+ В.Г. Белинский); смирение и склонность к бунту. Указанные противоречия имеют свою причину исторического и географического толка. Другой известный философ Н.Ф. Федотов считал, что противоречия –это крайние проявления одной и той же русской  души, и он описал модель противоречивого человека в виде  эллипса, и его  двоецентрие образует то напряжение которого только и делает возможным жизнь и движение непрерывно изменяющегося  соборного механизма [5,с.33,43]. Из сопоставления изложенных утверждений можно сделать вывод: причина талантливости русского человека (русского духа) состоит в его противоречивости, и «противоречивая хозяйка» (наше сознание) легче допускает в свой дом «противоречивых» (неотесанных) гостей, то есть  внешнюю разнообразную неотфильтрованную информацию о внешнем мире, несмотря на действие психологической защиты.  Это личное мнение автора, впервые изложенное на одном из семинаров в МГУ им. М.В. Ломоносова в  2004 году и опубликованное в ряде изданий.

  1. Как можно создать Новый образ жизни в России и выиграть конкуренцию на Новом уникальном рынке. Можно ли построить этот Новый образ жизни людей в навязанной нам капиталистической системе в ее худшем (диком) варианте? Сама жизнь (падение уровня жизни людей, рост бедноты, признаваемые официально, и другое) отвечают на этот вопрос отрицательно. Н.Н Моисеев писал о разнообразных формах социализма [6], в рамках которых можно создать Новый образ жизни людей, привлекательный для других народов . Академик писал: «Вот почему я утверждаю, что при всем различии социальных структур их дальнейшее развитие неизбежно должно приобрести общую , социалистическую составляющую. В конечном счете, именно социализм в его бесконечно разнообразных формах –это я особенно считаю нужным подчеркнуть- окажется той рациональной организацией общества, которая сформируется в эпоху ноосферы»[6 , c.251]  . Одна из таких форм социализма предложена  выдающимся юристом академиком В.С. Нерсесянцем , которую  он назвал цивилизмом или гражданским обществом, В этом обществе природная рента и все, что создано народом, составляет неделимый общественный фонд, а каждому гражданину принадлежит прибыль от своей доли, которой он может распоряжаться   самостоятельно. В.С. Нерсесянц пишет: «Без права собственности нет и не может быть свободы и справедливости» [7, с. 75 ] . Так решается вопрос о собственности, о котором писал Мэн-Цзы в 4-м в. до н.э.: «Что касается народа, то не имея постоянного имущества, он не обладает из-за этого  постоянными чувствами , и, поскольку не обладает постоянными чувствами, то распускается, становится безнравственным и творит все что захочет»[8, с.126].  Как бы  перекликаясь с Мэн – Цзы и Н.Н. Моисеевым, выдающийся экономист акад. Л.И. Абалкин в своей последней книге утверждает, что стержнем устойчивого общества может быть только средний класс, имеющий собственность[9]. Академик пишет: « Принципиально важно подчеркнуть, что представитель среднего класса должен иметь два вида доходов: по своему труду и квалификации и доходы от собственности (в самом широком понимании). Только в этом случае работник–  независимо от своей специальности – получает право быть независимым от продажи своей рабочей силы, обретает экономическую и политическую свободу, становится не просто объектом, но и субъектом демократической организации общества [9, с.60-61].

      Если мы в рамках  социализма или цивилизма   создадим Новый образ жизни людей и выиграем мировую конкуренцию на этот уникальный продукт Коллективного Интеллекта , то   тогда скорее всего разумное большинство мирового сообщества  поверит, что Русский народ  не зря победил в той страшной войне , и что  именно Россия несет новый смысл развития человечества, без которого это человечество может погибнуть даже раньше, чем разразиться экологическая катастрофа.

     Построение Нового образа в стране победившего социализма позволит создать мощный пример для других народов, сделают абсолютно не нужными колоссальные затраты на оборону, как в  известной  сказке  Л.Н. Толстого «Об Иване-дураке и его двух братьев: Семене-воине и Тарасе-брюхане, немой сестре Меланье , и о старом дьяволе и трех чертенятах», о которой я уже упоминал читателю. В этой сказке воины Тараканьева царства напали на царство Ивана –дурака, но остановились, сраженные приглашением «дураков» : «Коли вам , сердечные, на вашей стороне житье плохое,  приходите к нам совсем  жить» [10, с.317, 341.]

    Построение Новой , счастливой  жизни в нашей стране будет самой главной наградой поколению , которое победило в той страшной войне, принеся в жертву свои молодые неповторимые жизни. И никто не посмеет  говорить о той нашей победе  неуважительно, сравнивать освободителей Европы с захватчиками,  рушить памятники нашим воинам.  В поселке Борискино (Татария), где родился и вырос автор этого доклада, стоит памятник погибшим односельчанам. Там 169 фамилий ( в том числе фамилия отца автора- Ванюрихина Ивана Николаевича) , среди этих фамилий  7  Мироновых. Автор в свое время написал: «Спросите Мироновых сдавленно в поселке моем Борискине – там семь их фамилий вдавлено в каменном обелиске. Они положили голову в России, Литве и Польше- и нету в семье Мироновых наследником- мальчиков больше».

  1. 7. Создать Новый образ жизни людей (в понимании Н.Н. Моисеева) – это еще не значит выиграть конкурс на Уникальном рынке. Почему автор уверен, что Россия и русский дух такую   задачу могут  осилить?        Потому, что: 1) Нет настоящих достойных конкурентов; Америка и запад давно утеряли нравственную основу жизни- в погоне за прибылью «любой ценой»; 2) В конкурентной борьбе побеждает творческое начало , а русскому человеку (русскому духу) оно  свойственно более других  , как показано  выше; создание условий  для всестороннего развития человека в рамках социализма или другого справедливого демократического  общества многократно увеличивает творческий потенциал людей – в соответствии с принципами синергетики;  3) Простые люди ( в том числе западные) устали от  кошмара «мерзости и лжи» (Н.Н. Моисеев)  и жаждут нового (космического) смысла жизни, который в настоящее время может дать только Россия.

    Возможно, что именно России с ее Новым Образом жизни удастся разрешить самую грандиозную проблему, которую вслед за Буддой сформулировал выдающийся писатель и ученый Герберт Уэллс: « Все, чему учит история , как мы убеждаемся на страницах нашей книги (Всеобщей истории мировой цивилизации) , находится в полном соответствии с учением Будды. Невозможны, как мы видим, ни социальный порядок, ни безопасное существование , ни мир и счастье, ни справедливые вожди , если люди  не станут поглощены чем-то большим, чем они сами. Изучение биологического прогресса открывает ту же закономерность: поглощение тесного индивидуального мирка более широким существованием. Забыть себя в более широких интересах – значит вырваться из тюрьмы своего замкнутого мира» [11, с. 285]. Эта же мысль повторяется в Евангелии от Марка: « Кто  хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (гл.8, п.34).

Литература:

1.Андрей Кобяков. Во благо России. Идеология справедливости вне «право-левых» координат. Завтра, июнь ,2021г.

  1. Н.Н. Моисеев. Время определять национальные цели. –М.: Изд-во МНЭПУ, 1997, т.3.
  2. Экономика для человека: социально - ориентированное развитие на основе прогресса реального сектора. Материалы Московского экономического форума. Под ред. Р.С. Гринберга, К.А. Бабкина, А.В. Бузгалина.  – М., 2014.

 

4.И.А.Бескова. Как возможно творческое мышление. –М.,1993.

5.В.Ф.Шаповалов.Истоки и смысл российской цивилизации. Учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

6.Н.Н.Моисеев. Экология человечества глазами математика. -М.: Молодая гвардия, 1988.

7.В.С.Нерсесянц. Национальная      идея России во всемирно –историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме. –  М.: Норма, 2001.

 

  1. Мэн – Цзы. IV в. до н. э. Таранов П.С. Мудрость трех тысячелетий. –М.: ООО «Изд-во АСТ» ,1997.

 

  1. Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения: очерки. 2-е изд., доп. – М.: Наука.2005.

 

10.Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22-х томах. –М.: «Художественная литература»,1982. Т.10.

  1. Уэллс Герберт Дж. Всеобщая история мировой цивилизации. Изд. 2-е, испр. и доп. –М., 2008.

 

 

 

 

 

+7 (978)784-22-02   

+7(916) 712-45-74   

115547, Москва, Милютинский пер., 18 стр. 2

                     м. Тургеневская