«Международный Институт Наставничества, Регионального и Глобального Управления» – АНО ДПО «МИНРГУ»

Autonomous Non-Profit Organization of vocational additional education - IIMRGM -«THE INTERNATIONAL INSTITUTE OF MENTORSHIP FOR REGIONAL AND GLOBAL MANAGEMENT” - ANO VAE «IIMRGM»

Против Кризиса

                              Профессор  Г.И. Ванюрихин,

                                МГУ им. М.В. Ломоносова

 

О противостоянии мировым экономическим кризисам

(Доклад на заседании Экспертного совета по развитию институтов

инновационной системы)

 

  1. Глубинные причины переживаемого кризиса.

Основные причины кризиса ученые связывают:

 1)с эгоистической политикой транснациональных корпораций, особенно на постсоцилистическом пространстве и пространстве развивающихся стран, стремящихся, с одной стороны,  ограничить  самостоятельное развитие стран, а, с другой стороны, искусственными мерами активизировать спрос на свою продукцию; за этой политикой стоит также стремление погасить протестную активность людей путем их кредитного (в частности, ипотечного) закабаления.  

2)с сознательным нарушением баланса между производственной

сферой и финансовой системой, порождающим «мыльные пузыри» и необеспеченные обязательства;

3) с нравственной деградацией банкиров и обслуживающего их

менеджмента, вводящих в заблуждение людей относительно истинной ценности активов компаний и предприятий с целью получения спекулятивной прибыли;

  • с целенаправленной политикой и технологией финансово –

идеологических групп, организующих работу гигантского «финансового насоса», обеспечивающего за счет манипулирования золотом, долларом, кредитами и ценными бумагами  «высасывание» ресурсов отдельных стран и их перераспределение в свою пользу.

 

       На экономическом форуме-2009 в Москве  ведущие ученые – экономисты мира ( Эрнандо де Сото, Джоэл Курцман, Ричард Кларида, Насим Талеб, Клаус Шмидт Геббель, Рачурам Раджан)  отметили:

  1. Финансовая мировая система является нестабильной. Нет надежных

регуляторов, не допускающих «финансовых пузырей» или своевременно их «прокалывающих» механизмов. Аудиторские фирмы, дающие оценки корпорациям, работают субъективно и неэффективно. Нужна новая система оценки и мониторинга корпораций.

  1. Банковские и другие структуры скрывают риски в погоне за

«барышами» и выдавая сверхрисковые  кредиты; именно скрытые риски, а не ипотеки как таковые,  «разогнали» кризис.

  1. «Грязные» деривативы, заполнившие рынок, незарегистрированные и

необеспеченные реальными ресурсами (на сумму 1,.5 квадрильонов - Кьезе) разрушают кровеносную систему экономики.

  1. Сам капитализм, как система, поощряет «мыльные пузыри», и его надо

 перестраивать, «делать по – настоящему» (Насиб Талеб, New-York Universal )

   

  1. Состояние российской экономики по мнению наших экономистов      

           М. Делягин ( Как самому победить кризис, АСТ, Астрель, М.,2009), Р. Нигматулин ( Как обустроить экономику и власть России, М., ЗАО «Издательство «Экономика»,2007), Л. Абалкин (Россия: поиск самоопределения.М.:Наука,2005), В. Якунин и др. (Государственная экономическая политика России, в 5 т, М., Научный эксперт,2008),

Г. Осипов, Н. Моисеев, Д. Львов, В. Коптюг и др. (Глобальный кризис западной цивилизации и Россия, М.: Книжний дом «Либроком»,2009.)              В. Иноземцев (Будем жить не хуже, чем Венесуэла. Новая газета,24.04.2009г).

      Наша экономика менее разнообразна и потому менее жизнеспособна. Экспортная выручка на 60% зависела от цен на нефть. С 2006 года российская экономика шла на 2-х ногах:  экспорт и внешние займы. Правящая бюрократия сознательно  не допускала, чтобы экспортные деньги шли на модернизацию! Деньги шли на  массовое инвестирование в стратегических конкурентов. Устроенный в стране голод на деньги принудил наши предприятия брать иностранные кредиты, что поставило под угрозу  национальную собственность. (Внешние займы оказались «наживкой» в руках финансовых идеологических групп). Инвестиционная политика государства как решающее  звено в развитии экономики оказалась несостоятельной. Недоплаченный труд  привел к нарушению  экономических балансов ( балансов материальных, трудовых и финансовых ресурсов)  и невозможности организовать эффективный внутренний спрос, а также  серьезно развить малый бизнес.

       Коррупция и отсутствие общественного контроля не позволяют эффективно использовать (для развития производства и создания инфрастуктуры) даже те средства, которые были накоплены в «тучные» годы: значительные суммы уже истрачены на помощь «жирным котам» и на оплату их кредитов.

  

  1. Что предлагается сделать для выхода из кризиса или, точнее, как пережить депрессию

 

А. Меры экстренной помощи

          Меры, предложенные в антикризисной программе, конечно, окажут и уже оказывают  определенное влияние на жизнь людей, но, по мнению ученых, они носят технический характер, неравномерно и несправедливо распределяют народные средства и не меняют глубинных причин и сил, ослабляющих нашу экономику вообще и особенно - в условиях кризиса.

        В дополнение к этим мерам ученые (проф. В. Иноземцев и другие) предлагают:

    

   1.Надо отказаться от мифа об особой значимости Росси в мировой экономике, о возможности превращения Москвы в глобальный финансовый центр. Надо признать, что наша страна - сырьевой придаток Европы. Производственные фонды стареют, инфраструктура разрушается. Рубль -периферийная  валюта, на которую приходиться 0,16% оборота мирового финансового рынка. Надо признать: Россия - отставшая от лидеров страна, нуждающаяся в догоняющей индустриальной модернизации

      

       2  Главная задача: превратить сырьевую отрасль из основного лоббиста собственных сиюминутных интересов в дойную корову российского догоняющего развития.

Целесообразно:

  • резко понизить тарифы на товары и услуги естественных

монополий и отрыть доступ к дешевым ресурсам тем, кто способен построить на этой основе новые эффективные производства.

-         воспользоваться кризисом на глобальных рынках, чтобы

осуществить масштабные закупки технологий и технологического оборудования по заниженным ценам; в этом случае и задача переподготовки специалистов приобретает высокий практический смысл: нужны специалисты по внедрению новой технологии и эксплуатации нового оборудования (сейчас мучительно ищут, чем занять уволенных и безработных: городской альпинизм, другие экзотические специальности) .

 

3.Активизировать инвестиционный процесс.

        Ввести пониженную ставку на налог для предприятий, создаваемых с нуля: уменьшить НДС вдвое, освободит от налога на прибыль в течение 3-5 лет, дотировать до 50% расходы на электроэнергию, и т д.

       Поскольку внутренних источников инвестиций недостаточно (финансовая система страны слаба), предусмотреть  дополнительные послабления для иностранных инвесторов: освобождение от налога на прибыль до момента окупаемости инвестиций. Это необходимо для развития мобильной связи, компьютерной техники , микросхем, бытовой техники, лекарств. Условием предоставления особого налогового режима могло бы стать соблюдения графика увеличения доли российского сырья и компонентов в производимой продукции (индекс локализации производства).

Ввести налог на прибыль, извлекаемую из биржевых

спекуляций ( с предельной ставкой в 75-80 % для доходов , полученных от вложений менее. Чем на 7 дней, которая бы снижалась до 0% применительно к инвестициям на 3 года и более).  Провести радикальную реформу фондового рынка: создание единой биржи, единого (центрального) депозитария и регистратора, новые правила, дестимулирующие чисто спекулятивную деятельность и поощряющую инвестиционную деятельность

       Провести  налоговую реформу с  введением рентных платежей (см. ниже), новых налогов, в том числе налога на спекулятивные финансовые сделки,  или налоговых льгот для начинающего бизнеса (см. выше), но  и с более равномерным распределением налоговой нагрузки в межотраслевом разрезе (см., например: Олег Буклемишев. Ведомости.4 мая 2009г.)

        Усложнить приобретение российскими компаниями своих

конкурентов и смежников, направленные на слияния и поглощения, ограничив средства на эти дела 25% собственного капитала. Власти должны поощрять органический  индустриальный рост, а не спекуляции.

 

4.Надо измениться и самому государству, став государством

развития (а не только собирателем налога)

Это касается не только искоренения коррупции и воровства, но

определения ясных целей и повышения эффективности использования государственных средств .

После принятия пакета законов, направленных на ограничение

монополизма, снижения издержек и поощрения инвестиционной деятельности (вытекающих из предложенных мер), было бы полезно ввести 3-х летний мораторий на Налоговый кодекс, другие законы и правила. (Это полезно для внутренних организаций, малого бизнеса и инвесторов внешних)

Ввести уведомительный принцип регистрации предприятий.

(отладить проблему «Одного окна») . Исключить из Земельного кодекса принцип деления земель на категории , провоцирующий коррупцию. Ввести принцип недопущения пересмотра норм регулирования бизнеса в сторону их ужесточения!

 Необходимо создать Новый институт (Министерство)  развития и

инновационных  технологий (за счет сокращения других неэффективных министерств и ведомств)  с задачами: реализации инфраструктурных проектов, оценки эффективности инновационных решений, предоставления средств для внедрения нововведений (как делало это Министерство промышленности и торговли совместно с банком Японии в 1960-1970 годах).

Российской власти надо измениться, чтобы соответствовать

целям государства развития и заняться:

1)перекачкой инвестиций из традиционных отраслей в новые отрасли;

2)реализацией предпочтения расширения рыночной доли показателям

прибыли;

3) насильственное внедрение современных технологий.

4) оказанием помощи бизнесу, при этом:

           -нельзя давать деньги компаниям , контролирующие акционеры которых зарегистрированы  за границей;

-помощь должна оказываться только в обмен на строго

оговоренные снижение тарифов и цен на внутреннем рынке;

-помощь надо увязывать с программой технологического

перевооружения и экономией ресурсов (не менее 50%); при этом не следует рефинансировать долги российских компаний, если переход контроля над ними к иностранным инвесторам повлечет за собой ускорение технологических инноваций в соответствующих отраслях.

  • активно участвовать в развитии инфраструктуры ( строительство

дорог, железнодорожных путей, авиаузлов, и др.) с участием отечественных и иностранных компаний, но по среднеевропейским ценам (у нас они в 1,5-2 раза выше) и с жесточайшим (возможно с использованием иностранцев) контролем качества.  

 

Б. Фундаментальные предложения

  1. Надо отказаться от мифа, что можно выжить в кризисных

условиях и обеспечить экономический рост без  перераспределения собственности и глубочайших экономических и общественно-политических преобразований.           

      Эти преобразования назрели и обоснованы в работах наших ученых: в частности, в трудах . Коптюга, Н. Моисеева Д.С. Львова, Л.Абалкина, С. Г. Глазьева, Р. Нигматулина,  Г.Осипова, Р.Яновского, И. Гундарова, В.Якунина, Сулакшина, Ю. Болдырева, других ученых и общественных деятелей.. Может быть кризис подтолкнет наших законодателей и высокопоставленных чиновников к привлечению ученых и общественных деятелей  к разработке Стратегии развития России.

  1. Важнейшим условием успешности антикризисных программ и

программ развития является возвращение ренты народу (Д.С. Львов. Вернуть народу ренту. -М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм,2004). Требуются законы о ренте и ее эффективном использовании для повышения уровня и качества жизни народа. Одновременно ждут своего часа законы о монополии государства на водку и табак, о введении налога на сверхдоходы и имущество, что даст дополнительные ресурсы (в сумме , по подсчетам И Гундарова  более 100 млрд долларов в год). И. Гундаров. (Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России.М., 2001).  .

  1. Развитие экономики невозможно без баланса издержек, цен, оплаты

труда. Это  закон, который нельзя игнорировать, как закон природы. У нас издержки не покрывают цены на зерно и другие продукты, зарплата не позволяет выкупать зерно и услуги (особенно коммунальные, образовательные) по их реальным ценам и не способствует развитию соответствующего производства, а цены на бензин , ГСМ и тарифы на продукты монополий явно завышены (Р. Нигматулин. Как обустроить экономику и власть России.   М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»,2007). Требуется закон о труде и зарплате с доведением фонда зарплаты до европейского уровня (65 % вместо нынешних 30%) . Все это можно постепенно и грамотно осуществить без увеличения  денежной массы и существенного роста инфляции. Ученые ( В. Якунин и другие) полагают, что ключевой для экономического развития является инвестиционная политика, и главным инвестором должен вступать сам народ, человек  труда; без него не решается и проблема внутреннего спроса - что особенно важно в период мирового кризиса. По мнению С. Глазьева и М. Делягина решение главной проблемы- отсутствие спроса для возобновления экономического роста- тесно связано с переходом на новый технологический уклад (нано- и биотехнологии,  экспертные интеллектуальные системы и системы искусственного интеллекта, использование термоядерной энергии и высоко температурных сверхпроводниковых систем), осуществлением мощного технологического рывка - но сомнительно, что эти задачи можно доверять современным чиновникам , которых М. Делягин называет клептократией.          

  1. Ученые ( Н. Моисеев и другие) считают, что наступило время для

реализации Универсального Рынка, то есть всех тех механизмов, которые производят отбор не только товаров, технологий и способов производства ,но и организационных форм существования социальных организаций того или иного общества, самих механизмов конкуренции и кооперации, «образов жизни» во всем их многоплановом облике. Именно образ жизни все более и более определяет качество всего,  что производит и воспроизводит человек. Настоящая конкуренция товаров и услуг невозможна без  политической  конкуренции, без демократической смены политического руководства по мере его профессионального и морального «изнашивания». Новые информационные технологии позволяют придать этому процессу непрерывный ( не дискретный) характер. В идеале мы представляем себе дело так, что ответственные люди отказываются занимать ответственный пост, если не чувствуют в себе соответствия новым обязанностям и стремятся избежать  публичного позора. Такую систему жесткой публичной ответственности надо создавать в законотворческом порядке: слишком высока цена ошибок высших руководителей, ведь на карту ставится судьба страны!. (Вспоминается история, описанная Джонатаном Свифтом, когда кандидату на пост министра предлагается пройти по канату через глубокий ров. Какие тут могут быть взятки?!).

  1. Логично, что законы и постановления должны вырабатываться во

имя высокой цели, которую называют  миссией страны (национальной идеей). «Весь мировой опыт свидетельствует, что выйти из глубочайшего кризиса, достичь подлинного величия и славы может та страна, то общество, которое воодушевлено великой идеей, сплачивающей народ делающей его способным на исторические свершения и подвиги» (Л. Абалкин). Академик считает, что «Российская идея» должна ориентироваться на создание мощного среднего слоя, среднего класса.(см. Л .Абалкин. Россия: поиск самоопределения. М.: Наука, 2005),    Мы бы еще добавили, что именно партия среднего класса по мере его созревания станет со временем основной партией, определяющей цель и стратегию развития страны. Но в чем может состоять эта цель? Какое общество подходит для России и какие социально-духовные  приоритеты должны быть реализованы?

     Если крупные ученые-экономисты признают, что капитализм нравственно деградировал и его «надо доделывать» ( См.р.1), а рыночные регуляторы, которые он создал, не работают, финансовая система порождает «мыльные пузыри», от лопания которых страдают миллиарды людей; кроме того, «общество потребителей»  или «потребляйства» разрушает природу подобно крыловской свинье под дубом -  то надо ли нам строить этот капитализм?.

        Автор пришел к выводу, что национальная идея России (как высший национальный институт) может состоять из трех составляющих: геополитической, политико-экономической и социально-духовной (Г.Ванюрихин. Новые возможности управления обществом в эпоху научно-технического прогресса (МГУ, 31 мая-2 июня 2007 г). Труды 5-й Международной конференции:« Государственное . управление  в XXI веке: традиции и инновации .М.:РОССПЭН,2007.)

         В качестве геополитической основы можно принять определение России как уникальной Евразийской цивилизации общинного типа (проф. А. Субетто. Экономические законы развития России. Журнал «Проблемы новой политической экономии.№1-2,2003. Кострома, КГУ им. Н.А. Некрасова. ).

        Из возможных  политико-экономических систем  мы останавливаемся на цивилизме в понимании акад. В.С. Нерсесянца, в котором неделимая гражданская(цивилитарная) собственность сочетается с частной собственностью на прибыль от доли  каждого гражданина (см. В. Нерсесянц. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости Манифест о цивилизме. -М.:изд-во НОРМА,2001) По мнению автора, преобразование социалистической собственности (проведенную приватизацию  академик .считает юридически неправомерной) в гражданскую собственность ведет новому строю с более содержательным (чем при капитализме) принципом равенства и справедливости , с более развитыми формами собственности, свободы и права. 

       Приоритеты социально-духовных ценностей могут быть выражены триединством Народовластия, Державности (Государственности) и Духовности в трактовке акад. Г. Осипова (см. книгу « Глобальный кризис Западной цивилизации  Россия», М.2009.).

       Представляется, что новые средства информации и коммуникации создают технологическую базу для реализации приоритета Народовластия, что соответствует конституционному принципу: власть принадлежит народу. При наличии правовой базы и специально созданной инфраструктуры народ может уже сейчас непрерывно (а не раз в 5–6 лет) контролировать выполнение властью заявленных программ, соблюдение государственных интересов и прежде всего интересов национальной безопасности - приоритет Государственности.  Народ заявляет свои духовные потребности, добивается их принятия народным государством  и  с помощью общественных институтов и технических средств оценки и мониторинга контролирует степень их реализации - так реализуется приоритет Духовности .Таким образом, тройка «Народовластие - Государственность-Духовность», опираясь на развитые общественные институты и информационные возможности, становится реально действующим и вполне прозрачным  фактором - социальной частью национальной идеи, не только овладевающей массами, но и контролируемой массами.

       Национальная идея (в том или ином виде) станет  силой, когда она будет принята народом, станет частью его жизни. Для этого, по выражению философа М. Мамардашвили, надо организовать «машину переживания». Такую задачу должна выполнить наша славная интеллигенция. 

+7 (978)784-22-02   

+7(916) 712-45-74   

115547, Москва, Милютинский пер., 18 стр. 2

                     м. Тургеневская