Открытое пленарное заседание
Учебно – методического совета по направлению научно – образовательной деятельности
Государственное и муниципальное управление»
Президентской академии совместно с НАСДОБР и РАБО
20 мая 2025 года
ЦЕННОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННАЯ И БЕЗОПАСНАЯ СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОБНОВЛЕНИЯ РОССИИ
VALUE-ORIENTED AND SAFE STRATEGY OF PUBLIC ADMINISTRATION AND RENEWAL OF RUSSIA
Чиликина Г.Н. к.э.н. Директор Международного института наставничества регионального и глобального управления (МИНРГУ). CHILIKINA Galina Nikolaevna, Doctor of Economics. Director of the International Institute for Mentoring Regional and Global Management (MINRSU).
Аннотация Рассматривается проблема подготовки управленцев новой генерации, ориентированных на реализацию высших ценностей. Дается характеристика ценностей, актуальных для России и возможностей их внедрения в общественную жизнь и деловую сферу. Формулируются задачи по обновлению России на основе безопасной и прогрессивной идеологии, национальных ценностей и высокого уровня культуры. It is considered the problem of the training of specialists to direct on realization high values. In the paper is given actual values for Russia and possibilities ones of inculcation into social life and practice. It is determined a tasks to renovate Russia on the base safe of progressive ideology, values and higher culture. Ключевые слова: новая управленческая культура, актуальные ценности, новый русский выбор, безопасное инновационное развитие и обновление России. Keywords: new management culture, actual values, new Russian selection, safe innovation development and renovation of Russia.
I. Перед обществом в 21 веке встает задача сбережения и подготовки талантов и «светлых умов» для государственной службы и безопасного инновационного развития страны. Ясно, что без этого, равно как и без массированного прихода в управленческий аппарат людей профессионально обученных и образованных, с высокими духовно – нравственными достоинствами, с мотивацией, ориентированной на ценности социальной ответственности, Россия не сможет иметь эффективной системы государственного управления и местного самоуправления, не сможет, в конечном счете, утвердиться на стезе современного прогресса. Важным подспорьем для созидания авторитета руководителя на государственной и муниципальной службе является понимание современной роли культуры и этики управления как основополагающей ценности. «Идеи управления, порожденные культурой, возникают сегодня как осознание необходимости обновления самого процесса обновления. Умение строить его с учетом человеческого фактора пробуждают к жизни особые механизмы, открывающие новые пути и средства для коллективного взаимодействия. Являясь по своей сути механизмами самоорганизации, высвобождающими энергию человеческой инициативы, они позволяют эффективно реагировать на неопределенность и быстрые изменения окружающего мира в решении неограниченных задач управления».1 «Среди многообразных проявлений культуры демократии видное место принадлежит тем познаниям управленцев в социальной психологии, тем педагогическим навыкам, которые входят в науку и искусство управлять».2 При подготовки нового поколения управленцев особое внимание необходимо уделить этическим вопросам. Гармонизирующим фактором в управлении, корректирующим поведение чиновников являются этические кодексы. Речь идет о необходимости разработки кодексов, содержащих правовые нормы и этико – моральные установки, призванные регулировать поведение лиц определенной профессии. Эти кодексы «представляют собой свод правил самообязательств, выполнение которых служит залогом успешной трудовой и производственной деятельности. Обновляющаяся Россия нуждается в управленческих кадрах новой генерации опирающихся в своей деятельности на безопасное управление жизнедеятельностью народа. Н.Н. Моисеев пишет: «Нравственный императив потребует и нового мышления политиков, поскольку должны качественно измениться отношения между государствами, и политикам придется признать не только невозможность использовать силовые приемы для разрешения противоречий, но и признать существование общих целей сохранения экологической стабильности планеты, и, наконец, необходимость изменения моральных и нравственных принципов жизни людей». 3 Сегодня наиболее важным и актуальным является определение выбора политического и социально - экономического пути, который обеспечит национальную безопасность государства, а также перспективное, научно – техническое, технологическое, устойчивое развитие, которое невозможно без опоры на нравственные принципы, высокий уровень управленческой культуры, созидательную силу народа. Созидание – общественное благо. Созидание невозможно без опоры на духовные ценности, творческое вдохновение и развитие талантов. Благие намерения и многогранные таланты не гарантируют защиты от нравственного падения. Если интеллектуальное достоинство и профессиональное совершенствование не базируется на устойчивой нравственной основе, то их обладатель, не сможет избавиться от погони за материальными благами и властью. Это необходимо учитывать при профессиональном кадровом отборе, в том числе, отборе управленцев на государственную службу. Многие беды государства, это результат кризиса управления, не видящего истинной нравственной опоры, необходимой при принятии решений, лишенного современного социально ответственного взгляда, каких- либо концептуальных разработок. «Никогда и ни одна власть не была в состоянии предотвращать падение, поднимать рухнувшую страну, восстанавливать разрушенную государственность без опоры на культуру, традиции, без призывов к высоким духовным и нравственным целям». 4
II. Стратегически значимой целью сегодня является необходимость осуществлять профессиональную подготовку и формирование нового типа социально ответственных управленцев. Так как главная цель стратегии государственного и муниципального управления, это безопасность и высокое качество жизни людей в гармонии с природой, обществом и космосом, то естественным образом возникает необходимость в формулировании стратегии развития человеческих ресурсов, способных обеспечить своим трудом ту самую безопасность, качество жизни и устойчивое развитие. «Устойчивое развитие – это когда общество использует не капитал Природы, а дивиденды от него» - М. Гельтман. Россия сегодня находится в активном поиске оптимального и эффективного пути развития, направленного на повышение качества жизни людей, оказывает миротворческое влияние на мировые процессы. «Мы заинтересованы в сохранении или налаживании новых экономических отношений со всеми странами и зарубежными компаниями, которые проявляют в этом заинтересованность. Но при любой ситуации единственной альтернативой для России является опора в первую очередь на наши внутренние резервы и возможности для количественного и качественного роста экономики» говорит в своем последнем докладе академик РАН Е.М. Примаков на заседании «Меркурий клуба».5
Для достижения цели безопасности и устойчивого развития нужен другой, особый тип управленца – человека со вселенским сознанием, новым мышлением, который может вести человечество к прогрессу, развитию именно с точки зрения космической эволюции, о чем изложили в философских трудах Живой этики Е. Н. Рерих и Н. К. Рерих. В частности, идеи книги «Община» о созидании мира нового на духовных эволюционных основах. Учение Живой этики рассматривает культуру как ведущее начало человеческой жизни.
Приведу пример значимости человеческого фактора в управлении и выдержку из текста выступления по радио Франклина Делано Рузвельта в годы его президентства: 1993 - 1945 гг. Этот период истории США характерен тяжелым затяжным кризисом, который получил название «Великой депрессии» и выходом из него благодаря новым методам и смелым действием президента. «Президент как никто другой обязан мыслить категориями всей страны. Он должен думать не только о ближайшей перспективе, но и об более отдаленном будущем, когда президентом будет уже кто-то другой. Он не должен ограничиваться среднестатистическими данными о материальном достатке и благополучии страны, поскольку за усредненными цифрами легко не заметить опасные проявления бедности и нестабильности. Он не должен допускать, чтобы страна была введена в заблуждение временным процветанием, достигнутым за счет расточительной эксплуатации ресурсов, которых на долго не хватит. Он должен беспокоиться не только о том, чтобы уберечь нас от войны сегодня, но и о том, чтобы войны не знали наши будущие поколения. Нам нужно прочное и постоянное благосостояние, а не временное благополучие одних слоев общества за счет других. И мир нам нужен прочный, на долгие времена. Такой можно построить общими усилиями всех миролюбивых стран». 6
Настал исторический момент кардинальных изменений в мировоззрении как отдельных людей, так и общества в целом, наступает понимание необходимости синтеза экономики и культуры, который может привести страну к высотам в своем развитии. Ценность качественного труда, в том числе управленческого, приобретает первостепенное значение, а это то, что воспитывается, поэтому не может быть полезным для общества образование без системы воспитания. По словам Т. Публий: «Нет ничего того, что нельзя было бы извратить плохим исполнением. Плохое исполнение какого-либо дела - это результат действия безнравственной персоны». По мнению автора, «качество это есть то, что сделано с любовью», если человек занимается любимым делом, то результаты его труда высокого качества, не замечая времени он нарабатывает мастерство. Тому пример жизнь многих замечательных людей: ученых, конструкторов, изобретателей, творческой интеллигенции, руководителей предприятий и т.д. Любимое дело, которое получается у человека значительно лучше, чем любое другое, говорит о генетической предрасположенности к определенным видам деятельность. Этот факт необходимо изучать и применять при назначениях, в том числе и на руководящие должности. Кризисное время заставляет взглянуть на все происходящее всеобъемлюще, устанавливать причинно - следственные связи, оценивать все проблемы и человеческие пороки, вызывающие проблемы, мешающие двигаться в безопасное будущее, находить единственно правильные решения. Очевидно, что безопасность страны, а также человека от пороков и саморазрушения стоит искать в духовно – нравственной плоскости в построении системы ценностей которая послужит опорой, фундаментом дальнейшей стратегии устойчивого развития. «Любая реформа, кроме нравственной, бесполезна» - Т. Карлель. Руководству страной предстоит выбрать стратегически важный социально – экономического вектор, четко определить и представить понятную для народа идеологию, национальную идею, без чего невозможно дальнейшее движение вперед.
III. Особой ценностью для развивающейся России в 21 веке является творческий человек. Каким будет мир, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание молодого поколения – будущих творцов новой жизни. От этих основ будет зависеть все духовное и материальное благосостояние государства и общества. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Культура человека есть отражение его внутреннего мира. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступки всецело зависят от внутреннего мира, культуры и сознания. От того как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл жизни и свое человеческое и личностное предназначение. Современные проблемы нашей жизни, связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно и разрушительной деятельностью человека, непосредственно вытекают из проблемы культуры. Искусство и творчество – созидание истины, добра и красоты, может спасти не только отдельного человека, но и общество в целом. Отсюда следует, что надо воспитывать творческих людей, с созидательным отношением к любому явлению и делу. Для того чтобы Россия достигла технологического и научно – технического прорыва необходимо «МАСТЕРСТВО» возвести в культ всей жизнедеятельности общества. Достичь этой цели возможно используя весь наработанный предшествующими поколениями арсенал методик и практик, а также научный, управленческий, культурный потенциал ныне живущих профессионалов. Одним из главных ресурсов для занятия достойного места в мировом сообществе академик Д. С. Львов считает творческий слой общества: «Это тот слой, для которого творчество созидание являются исходной нормой жизни, а не только и не столько существования. В подлинном смысле слова – это мастера, создающие научные школы, передающие людям новые знания, обучающие их новым профессиям, производители уникальных изделий, поддерживающие и восстанавливающие здоровье людей, хранители духовных и культурных ценностей народа, работники способные творить и созидать. Это тот слой, который обладает наивысшим инновационным потенциалом…. Мы либо «оседлаем» творческий фактор, для чего еще не утеряли возможностей, либо окажемся одним из фигурантов мирового подполья, деструктивного геопояса, угрожающего существованию и России, и всего мира».7 Автор видит прогрессивное обновление и развитие Российского общества: в формулировании идеологии, на фундаменте общечеловеческой системы ценностей, высоких этических принципах; в тщательном отборе и подготовке управленческих кадров, генетически предрасположенных к социально-ответственной управленческой деятельности; в модернизации всей образовательной и воспитательной системы с предоставлением возможностей для максимального раскрытия творческого потенциала личности, с целью самореализации и во имя процветания Российского общества; в создании психологически и физически комфортной, безопасной и творческой среды, способствующей рождению инноваций, как в обществе в целом, так и в организациях в частности; в насаждении культуры управления, культуры труда; культуру в обществе необходимо возвести в ранг наивысшей ценности, способствующей активизации инновационной деятельности и общественному прогрессу; в реализации лозунга Эдварда Деминга: «Качество – это образ жизни, смысл существования промышленности и управления». Россия нуждается в новом нравственном ведущем слое, пишет выдающийся русский мыслитель И.А. Ильин, слова которого сегодня как никогда актуальны: 1.«Править должны лучшие. Новая элита, - эта новая русская национальная интеллигенция…» … «ведущий слой не есть ни замкнутая «каста», ни наследственное или потомственное «сословие». По составу своему он есть нечто живое, подвижное, всегда пополняющееся новыми, способными людьми и всегда готовое освободить себя от неспособных». «Мы все – от правителя до простого обывателя – должны научиться узнавать людей качественно духовного заряда и всячески выдвигать их, «раздвигаясь для них» только так мы сможем верно пополнить нашу национальную элиту во всех областях жизни. Это требование есть не «демократическое», как принято думать, а нравственно- патриотическое и национально государственное. Только так мы воссоздадим Россию: дорогу честности, уму и таланту!». 2. «Принадлежность к ведущему слою – начиная от министра и кончая мировым судьей, начиная от епископа и кончая офицером, начиная от профессора и кончая народным учителем, - есть не привилегия, а несение трудной и ответственной обязанности…». 3. «В России должна быть искоренена дурная традиция «кормления», т.е. частного наживания на публичной должности - Государственный чиновник. Так же, как и служащий городского самоуправления, должен довольствоваться получаемым им окладом (жалованьем) и не пополнять его никакими «прибытками» или «поборами» с обслуживаемого им населения…». 4. «Новый русский отбор должен строить Россию не произволом, а правом. Законы должны соблюдаться и исполняться самими чиновниками. От закона есть одно «отступление»: по совести, в сторону справедливости, с принятием на себя всей ответственности». 5. «Новая русская элита в деле правления должна блюсти и крепить авторитет власти, ибо неавторитетная власть не оборонит и не возродит Россию…». «Новый русский отбор должен быть одушевлен творческой национальной идеей. Нужна новая идея – религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу. Только такая идея может возродить и воссоздать грядущую Россию». Россия ждет от нас нового, христиански – социального, волевого, творческого воспитания. Россия нуждается в верной, сильно ведущей идее. «Грядущая Россия будет нуждаться в новом предметном воспитании русского духовного характера; не просто образования, ибо образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений, а в отрыве от духа, совести веры и характера может быть и вредным. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно – выгодные возможности, технические умения, которыми он, - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный – и начинает злоупотреблять… Формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации».8 И сегодня, в ХХI веке, стратегической целью всего общества, должно быть выстраивание государства «общего блага».
Литература
1. Чиликина Г.Н., Ванюрихин Г.И. «Управление – наука и искусство», Москва. МАКС-ПРЕСС. 2022. С 24.
2. .Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.; Юридическая литература. 1997. С. 273.
3. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М; Молодая гвардия. 1990. С.20.
4. Егоров В.К. Многоликая Россия: ХХ век. Философско – историческое исследование. М., 1998. С. 404 – 405.
5. Примаков Е.М. Россия: итоги и перспективы. Экономика и политика в современном мире. И. ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2015.№ 1. С. 8.
6. Франклин Делано Рузвельт. Беседы у камина. И. ИТРК., М. 2003., С. 125.
7. Львов Д.С. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы экономики. М. ОАО Изд-во «Экономика», 1999. (с. 28-29).
8. Ильин И. О грядущей России. Избранные статьи. М.: Военное издательство, 1993.
+7 (978)784-22-02
+7(916) 712-45-74
kravets58@mail.ru115547, Москва, Милютинский пер., 18 стр. 2
м. Тургеневская