Тезисы выступления Чиликиной Г.Н. к.э.н., Проректора по связям с общественностью и инновационному развитию Института профессиональной подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров Российской академии образования на заседании Экспертного Совета по развитию институтов инновационной системы в Российской Федерации
на тему: «О возможности усиления государственного влияния на активизацию инновационного процесса за счет полного использования человеческого творческого потенциала»
14 мая 2009 года, Государственная Дума Р.Ф.
О возможности усиления государственного влияния на активизацию инновационного процесса за счет полного использования человеческого творческого потенциала
В период своего правления в статусе Президента России, В.В. Путин акцентировал внимание на том, что России необходимы более амбициозные цели не только в экономике, но и в социальной сфере. В.В. Путин считает, что сложилось острое противоречие между вызовами конкурентной среды мирового окружения и возможностями Российских субъектов управления отвечать на них. « Низкая оценка возможностей России не в пользу делу», в том числе и области реализации огромного социального потенциала общества, чего обычно, как свидетельствует мировой опыт, начинается серьезный экономический рост.
В социальной области политика государства выражена слабо, механизмы ее реализации не отработаны, качество жизни людей уже многие годы не меняется к лучшему, что не позволяет обеспечить серьезные темпы экономического и культурного подъема страны. Не есть ли такое положение дел – результат слабой управляемости общественными делами в России в целом?
Ответ на этот вопрос также есть в послании В.В. Путина.
Работа российских субъектов управления плохо организована, функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач, а знание чиновниками современной науки управления – это все еще очень большая редкость. Назрела необходимость ответить на вопрос, почему в России ослаблена управленческая наука, не развита управленческая культура, слабо используется управленческий ресурс, прежде всего в области повышения качества жизни людей. Коллективным интеллектом предлагаются различные, в том числе и альтернативные пути решения назревших проблем. Вопросы не могут быть решены в традиционных рамках сложившейся системы управления, в том числе и государственного регулирования.
Ответ на них лежит в сфере кардинальных изменений в области внутриэкономической, социальной политики, в формулировании идеологии, способствующей социально-экономическому развитию страны. Жизнь потребовала коренных перемен в области социального управления, активизации научного поиска в этом направлении.
Перед Россией в XXI веке стоят сложные проблемы, усугубляющиеся мировым кризисом. Однако научно – обоснованных ответов на них пока нет. По нашему мнению, один из них видится в создании инновационной теории, методологии и практики социального управления, в формировании управленцев новой генерации, предрасположенных к социально-ответственной управленческой деятельности, способных действовать в условиях рыночного хозяйства и кризисного состояния общества.
Прежде чем говорить об активизации инновационных процессов и использовании в полной мере творческого потенциала человека, необходимо подготовить такие управленческие кадры (кадровый резерв), которые будут способны раскрыть и использовать человеческий потенциал и которые смогут эффективно управлять талантами. Необходимо готовить не только тех, кто будет создавать инновации, но и тех, кто будет ими управлять.
« Не меньшие усилия потребуются и для того, чтобы вывести страну из кризисного состояния, придать нашему большому кораблю высокую устойчивость и такую скорость, при которой у народа возникнет чувство победного движения» – пишет д.т.н. профессор МГУ - Г.И. Ванюрихин.
Одной из возможностей занятия достойного места в мировом сообществе академик Д.С. Львов считает творческий слой общества - « Это тот слой, для которого творчество и созидание являются исходной нормой жизни, а не только и не столько существования. В подлинном смысле слова - это мастера, создающие научные школы, передающие людям новые знания, обучающие их новым профессиям, производители уникальных изделий, поддержива-ющие и восстанавливающие здоровье людей, хранители духовных и культурных ценностей народа, работники способные творить и созидать. Это тот слой, который обладает наивысшим инновационным потенциалом…..
Мы либо «оседлаем» творческий фактор, для чего еще не утеряли возможностей, либо окажемся одним из фигурантов мирового подполья, деструктивного геопояса, угрожающего существованию и России, и всего мира»[1]. Эти слова известного ученого спустя десять лет не потеряли своей актуальности.
«Ценность России для человечества не в богатстве ее недр, теряющем значение по мере распространения информационных технологий, а в нестандартном мироощущении, в умении создать конвейер по производству самого дефицитного и самого нужного человеческого материала, способного к творчеству и систематическому генерированию принципиально новых идей»[2].
Возрастающие потребности в творчестве обусловлено не только проблемами мирового и национального значения, но и темпом происходящих изменений, в значительной мере спровоцированного человеком, научными и техническими достижениями «продвинутой части» мирового сообщества.
И теперь возникает проблема «подтягивания» основной массы людей к передовому отряду: «Нужно воспитывать новый тип инженера, в сущности новый тип человека, который бы не чувствовал себя потерянным в быстро меняющемся мире, человека, которого изменения воодушевляли бы, человека, способного к импровизации, уверенного, мужественного, сильного человека, который мог бы с честью и с радостью встретить неожиданную, новую для него ситуацию»[3] . В своей книге «Креативный менеджмент» (творческие подходы к поиску управленческих решений), Г.И. Ванюрихин утверждает, что « скорость приобретения знаний в быстроменяющемся мире становится соизмеримой с темпом изменения содержания практически любой профессии – и это противоречие не разрешимо без формирования у обучаемых более общих и «сжатых» знаний – метазнаний, без гармоничного развития людей, в том числе и в процессе обучения, без привития умений самостоятельно добывать знания и творить в своей области. Это противоречие не будет разрешимо до тех пор, пока сами проблемы в изучаемой области, специально выявленные и выделенные, не станут содержанием обучения, а методика разрешения проблем органически не соединится с методикой и теорией познания новых явлений, которые возникают все чаще и чаще. Обучение через творчество не только способствует формированию метазнаний и компетенций, но помогает воспитанию «хорошего человека», что в наше «бесчеловечное» время особенно актуально. Методика творческого поиска, «замешанная» на реальных комплексных проблемах с их экономическими, техническими, социальными, психологическими, нравственными и другими аспектами должна помогать обучаемым, по выражению М. Мамардашвили, «собирать себя как личность» уже на учебно – профессиональном поле.
Стало общепризнанным, что продолжающаяся в наши дни технологическая революция требует не только специалиста, а всего человека с его культурой, научным мировоззрением, цивилизованными потребностями, высокими нравственными качествами и творческими устремлениями. Творческая индивидуальность развивается во всем пространстве культуры, и наше традиционное обучение с недооценкой гуманитарных дисциплин – для инженеров и точных наук – для гуманитариев уже требуют радикального пересмотра.
Освобождение учебных дисциплин от «информационного мусора», от излишних повторений, а также интеграция и «сжатие» знаний позволят высвободить необходимое время для решения творческих задач.
Возможности усиления государственного влияния на активизацию инновационного процесса за счет полного использования человеческого творческого потенциала, мы видим:
1) в создании и культивировании в обществе идеологии направленной на поддержание общечеловеческой системы ценностей, высокой нравственности общества, свободном и гармоничном развитии личности, социально - ответственном управлении;.
2) в тщательном отборе и подготовке управленческих кадров, предрасположенных к социально-ответственной управленческой деятельности;
3) в модернизации всей образовательной и воспитательной системы с учетом предоставления возможностей максимального раскрытия творческого потенциала личности во имя процветания страны;
4) в использовании как антикризисной меры уже имеющегося в России опыта совмещения общеобразовательной подготовки в средней школе с профессиональной подготовкой: рабочая специальность даст возможность найти применение не только интеллектуальным знаниям (Вуз), но и конкретным навыкам и умениям, востребованным в кризисное время;
5) в создании психологически комфортной, творческой среде, способствующей рождению инноваций, как в обществе в целом, так и в организациях в частности;
6) в насаждении в обществе культуры управления, культуры труда; культуру в обществе необходимо возвести в ранг наивысшей ценности, способствующей активизации инновационной активности;
7) в использовании, наряду с гармоничным развитием личности в бесплатных государственных и частных учреждениях, методик самопознания и самореализации; в стенах школы целесообразно проводить углубленную профориентацию, используя наработанный арсенал разнообразных методик, тестов, способствующих наиболее точному выбору будущей профессиональной деятельности;
8) в реализации лозунга Эдварда Деминга: « Качество – это образ жизни, смысл существования промышленности и управления»; акцент на управлении качеством.
Вышеперечисленные меры, на которые правительству стоит обратить особое внимание, т.к. ситуация в области социального управления и кадровой политики драматична. Она характеризуется кризисом социального управления на всех уровнях (центральном, региональном и местном). Отсутствие целесообразной кадровой политики, крайне несовершенной системы обучения, подготовки и переподготовки управленческих кадров обостряет ситуацию.
Управленческая наука «выключена» из механизма регулирования
общественными делами (нынешняя нарастающая безработица тому пример).
Прорыв в этом «трагическом заблуждении» российской общественной мысли и поэтому ущербной управленческой практики совершил советский ученый, академик В.Г. Афанасьев. В.Г. Афанасьев в начале 70-х годов проанализировал управленческий ресурс как интегрально-интеллектуальный и как определяющий в развитии общества наряду с социальным.
Невнимание к этому ресурсу неизбежно ведет к стагнации общественного развития. Афанасьев впервые дал целостную картину управленческих отношений и управленческого знания: от целеполагания до эффективности принятых решений, их коррекции. Он также обратил внимание на то, что главным субъектом управления является не государство, не власть, а творческий человек, ресурсы которого в сфере управления неисчерпаемы. Нет ни одного принципиального вопроса в теории социального управления, который в той или иной мере не был бы поставлен в трудах В.Г.Афанасьева («Научное управление обществом», «Человек в управлении обществом», «Общество: системность, познание и управление»).
«Мы забыли, что к явлениям общественной жизни необходим системный («целостный и стройный») подход. Забыли, что «все связано со всем», что демократия, гласность, свобода, плюрализм ни гроша не стоят без здоровой, устойчивой экономики». «Отсутствие управленческих знаний у правящей политической элиты, которая и раньше, и сегодня не отвечает на грозные вызовы времени – одна из причин вчерашнего и сегодняшнего системного кризиса общества» [4]. Причина его – кризис управления. Необходима современная, а не вчерашняя, управленческая парадигма, которая базируется на достижениях всех наук ( экономических, социологических, политологических, психологических и др.) в их интегральном качестве. – современной теории и методологии социального управления, применение которой позволит сохранить целостность общества, его устойчивое развитие, а не стагнацию [5]. «Управленческая наука, социология управления в частности, сегодня только начинает выходить за пределы давно устаревшей парадигмы преимущественно кибернетической, технико-технологической и продвигается в область исследования духовной жизни, творческой индивидуальности, социологии культуры, обобщения духовно-творческого наследия разных народов мира»[6].
III.Ноосфера и смена управленческой парадигмы
Важен взгляд В.И. Вернадского на общество: «...стихийное равновесие между социальной средой и биосферой невозможно, оно достижимо только на основе научной мысли как новой геологической сознательно управляемой силы» [7].
По существу, ученый высказал в начале ХХ века гениальную гипотезу, полностью подтверждающуюся 100 лет спустя – дальнейшее существование, развитие, а не деградация биосферы невозможно без ноосферы, которая есть продукт формирования научной мысли, человеческого интеллекта, целесообразной социальности, творческой, управленческой деятельности всех живущих на земле людей.
Если людям хватило ума создать технические средства, способные взорвать жизнь на планете, то должно также хватить ума, чтобы остановить этот агрессивно – потребительский каток, подминающий под себя природу и человека, «перевести стрелки» на путь усиления гармоничных отношений в системе «человек – социум – техносфера – природная среда» - пишет профессор, д.т.н. - Г.И. Ванюрихин.
При изучении национальных концепции устойчивого развития разных стран просматривается общий вектор развития. Российские ученые считают, что «человечество начинает движение из «мира вещей» в «мир духовных ценностей», из мира, где доминирует потребность «взять», в мир, где будет доминировать потребность «отдать» для блага людей [8].
Появление ноосферного сознания и ноосферной идеологии, с чего, видимо, и начинается «прорыв» в цивилизацию будущего, имеет глубокие корни в российской культуре. Веками российский образ жизни был природосообразным, что определяло и образ мыслей народа, интеллигенции, в частности российских космистов, которым и принадлежит идея ноосферного развития, означающая для России возрождение и развитие духовных начал, формирование новой объединяющей идеи как органичной части ее духовно-культурного облика. Исторически доказано, что управление способно на основании системного видения мира включить в развитие все факторы прогресса [9].
Поэтому смена управленческой парадигмы в ее нынешнем виде предполагает:
- освоение нового стиля мышления, биоадекватного, корпоративного, природосообразного;
- формирование концептуально – стратегического освоения мира – прогностического, направленного на получение конечного результата с наименьшими общественными затратами на пути корпоративных отношений;
- создание организации, имеющей перспективную генеральную цель развития, с которой знакомы все ее члены и мотивированы к ее достижению;
- постоянное совершенствование управленческих знаний, навыков в опережающем режиме по отношению к требованиям ныне существующей внешней и внутренней среды, что позволяет вовремя корректировать цели организации, совершенствовать технологии принятия решений в режиме их выполнения «цель-средство-результат»;
- социальные, духовные и корпоративные приоритеты являются доминирующими, «экономический» человек должен уступить место «социальному», «духовно-творческому», для которого авторитет неформальной организации и неформального мира не менее важны, чем требование правил, инструкций, поступающих от администрации;
- духовно-творческие и корпоративные начала в управлении становятся определяющими в системе целеполагания.
В целом, современная парадигма управления предполагает использование потенциала духовно-творческих индивидуальностей, которых становится все больше. Именно они возьмут на себя груз ответственности в принятии судьбоносных решений, найдут эффективные пути их реализации.
ХХ век подготовил для этого необходимые предпосылки:
1)ноосферное мировоззрение стало достоянием многих;
2)интеллектуально-творческий потенциал общества неизмеримо вырос;
3)силы гражданского общества, которые во многом определяют прохождение передовых идей в сферу политики управления, серьезно окрепли.
Создав социальные средства творческого саморазвития, человек получает возможность превращать себя в духовно творческую индивидуальность - творца ноосферного образа жизни, что снимет угрозу экокатострофы и будет способствовать достижению устойчивого, затем и гармоничного развития общества на основе адекватной ему системы управления [10].
Мир идет к новой практике раскрытия жизненных сил человека через местные сообщества на основе утверждения социально- экополисных концепций и принципов [11].
Роль творческой составляющей в интенсификации производства и обеспечении экономического роста возрастает, причем темпами , более высокими, чем у остальных факторов производства. Наступившее столетие считают не только веком информационных технологий, но и веком созидания и созидателей. Способность к творчеству становится двигателем экономики. В этих условиях резко повышается значимость поиска, сохранения и стимулирования талантливых людей, которые могли бы генерировать идеи и воплощать их в жизнь.
Известно, например, что на деятельность, связанную с творчеством, в целом ряде индустриально развитых стран приходится от 1/3 до половины всей заработной платы. Творческие люди становятся главным экономическим ресурсом страны, а их отыскание и развитие превращается в важнейшую задачу лидеров организаций. Современные организации призваны постоянно искать новые таланты, удерживать, удовлетворяя их нужды, эффективно использовать их потенциал и создавать им такую рабочую среду, которая наполнена творческими прорывами и нетривиальными проблемами.
Организация, обладающая талантами в большом количестве, способна на многие неожиданные решения и как следствие – имеет повышенные шансы на успех. А успех обеспечивают такие факторы, как личный талант и скептицизм в отношении сложившихся традиций. Творческие идеи и решения первоначально возникают в головах людей в результате переработки и осмысления полученной ранее информации, прозрения, доведенного до уровня оригинальных обобщений, выстроенных на основе новых фактов, аргументов, экспериментов, расчетов, гипотез и постулатов.
Творческий дар лучше всего проявляется в условиях интенсивного интеллектуального общения в форме дискуссий, конференций, обмена информацией всеми доступными способами. Особая роль в творческой деятельности принадлежит образованию, характер и значение которого существенно изменяется. Наиболее полно современные тенденции его развития обозначились в концепции «образования в течение жизни».
Во многих современных компаниях на переподготовку специалистов отводится 15 – 20 % рабочего времени. За весь период профессиональной деятельности (примерно 40 лет) каждый специалист должен повышать свою квалификацию 5-8 раз. Рекомендуется выделять специалистам 10 часов в неделю на изучение литературы по специальности и 40 – 80 часов в год на участие в какой либо – форме непрерывного образования[12].
Постоянный поиск новых идей и эффективная работа, направленная на их реализацию, - такова роль лидеров в «управлении талантами», обеспечении их плодотворной деятельности по достижению целей организации. Любая попытка внедрить изменения может закончиться неудачей, но если люди - как творцы, так и руководители - поверят в необходимость изменений, им сопутствует успех.
Лидерам организации предстоит создать такую атмосферу,
в которой люди поверят в правильность стратегии организации и решений менеджмента. Интеллектуальные работники образованы и опытны, их нанимают ради знаний и способностей. В работе им нужны информация, знания и условия для применения своих теоретических и аналитических способностей. Работу они рассматривают в качестве источника для удовлетворения и оптимизма, места для творчества и приобретения материальных и духовных благ.
Суть интеллекта не в том чтобы знать наверняка, а в том, чтобы пробовать новое. Нередко при этом приходится рисковать. В равной мере важно не только использовать новые мысли, но и отказаться от старых идей. Исследованиями доказано, что люди используют не более 5% (а порой не более 1%) возможностей своего мозга. Ограничиваясь в своей деятельности лишь задачей повышения эффективности, они пользуются левым полушарием мозга, который отвечает за логику и анализ.
Другое же – правое полушарие, отвечающее за образное мышление и интуицию, пока еще во многих случаях обуславливает потерю огромного творческого потенциала. И лишь использование интеллектуальных возможностей во всем их многообразии и целостности обещает достижение творческой гармонии[13].
В промышленно развитых странах «работники знания» превратились в доминирующую группу работников. По численности они превзошли группу индустриальных рабочих, и, по оценке исследователей, в настоящее время «работники знания» составляют около 1/3 занятых в экономике развитых стран[14].
При налаживании отношений «лидер - таланты» одним из ключевых условий является способность лидера поощрять творчество.
Высокая оценка творческого разнообразия создает атмосферу в организации, которая поощряет каждого работника раскрыть собственный потенциал.
Это возможно при создании высокой корпоративной культуре и эмоциональной компетенции руководителя. Создание условий для творчества говорит о высокой культуре организации. Под творчеством понимается генерация новых идей в ответ на воспринимаемые потребности организации или имеющиеся у нее возможности. Творчество - первый шаг на пути к инновациям, жизненно важному фактору долгосрочного успеха организации. Многие изобретатели и новаторы - творческие люди, отыскавшие уникальные технические и организационные возможности и воспользовавшиеся ими. Каждый человек имеет способности к творчеству. Творческие личности отличаются оригинальностью взглядов и подходов, открытостью, любознательностью, умеют концентрироваться на сути возникающих проблем, отличаются упорством и восприимчивостью к новым идеям. Творчество может рассматриваться как отличительная черта организации или ее подразделений. Характеристики творческой организации аналогичны чертам творческой личности. Творческие организации имеют гибкую структуру, должностные обязанности сотрудников определены приблизительно, сферы ответственности частично совпадают, формулировки задач носят общий характер, акцент делается на совместной работе.
Творческим организациям свойственна свобода, состязательность и партнерство, которые являются источником новых идей. Стремление повысить творческий уровень и развить способности к инициированию изменений выражается в разработке различных программ. Опыт показывает, что формируемые творческие коллективы, инновационные команды добиваются больших достижений благодаря тому, что заранее подбираются люди с разными чертами характера и склонностями, с разной профессиональной подготовкой, готовностью отказаться от шаблонов.
Свои роли выполняют и теоретики, и эксперты, и изобретатели,
и координаторы, и те, кто умеет представлять полученные результаты. Не меньшее значение имеет и создание целых подразделений организации, которым вменяется в обязанность задача предугадывать и отслеживать тенденции в самом начале их развития, совершать «прорывы» в технологической сфере, определять инновационную направленность деятельности организации в целом. Очевидно, что единственным способом обеспечения непрерывной инновационной деятельности является постоянная поддержка и развитие творческого потенциала организации. Предварительными условиями такой поддержки и развития являются:
1) благоприятный инновационный климат;
2) процесс творческого планирования;
3) разрушение барьеров сковывающих развитие;
4) стимулирование источников идей;
5) инновационные стимулы;
6) коммуникационные процедуры;
7) процедуры оценки идей;
8) инновационный менеджмент.
Важно исходить из того, что творчеству нельзя приказывать, но творческий потенциал людей можно высвободить. Это становиться возможным при приверженности персонала целям организации, а приверженность возможна при сильной корпоративной культуре. Истоки творчества можно найти в мотивации, в основе которой лежит вера в цель. Нельзя сводить корпорацию к модели, когда, с одной стороны, есть горстка «мыслителей», а с другой – огромная масса бессловесных исполнителей [15].
Организация должна стремиться к формированию стабильной синергии, связанной с объединением самых разных навыков и позиций.
Создание основы для всплеска коллективной творческой энергии означает получения стабильного «урожая» результатов использования интеллектуального потенциала каждого сотрудника, который в полной мере раскрывается, когда человеку дают возможность проявить себя в конкретном деле. Общей основой эффективного «управления талантами» должно стать достижение стратегических целей организации.
Том Питерс – известный специалист в области управления в книге «Tom Peters Re – imagine!» (2003) приводит список нематериальных признаков, характеризующих талант: выказывает страсть, воодушевляет окружающих, обожает напряжение, жаждет действий, знает, как закончить начатое, проявляет любопытство, воплощение чудачества, источает веселье, мыслит масштабно, «достает» таланты [16].
Сильнейшая потребность человека - это потребность быть оцененным по достоинству. И наиболее талантливые люди - поскольку они располагают достаточно широким выбором, направят свои таланты туда, где их больше всего ценят.
Различные исследования, проводившиеся в последнее время, указывают на то, что можно сформулировать ряд принципов направленных на создание условий творческой обстановки в организации:
Если руководители хотят, чтобы талантливые люди развивали свой максимальный уровень производительности и приносили максимальную потенциальную отдачу, они не должны поручать таким людям рутинные работы.
В систему «управления талантами» входят такие элементы, как выявление талантов, их привлечение, удержание и организация использования талантов. Руководители должны обеспечить такое распределение рабочих мест, при котором работники выдавали бы максимум знаний, максимум инноваций и имели бы максимальное влияние. Руководители должны в равной мере выявлять скрытые таланты своих работников и нанимать новых талантливых людей.
Творческий процесс во многом хаотичен, но в организациях, делающих ставку на новаторство, работают настойчивые люди, он то и воплощают проекты в жизнь.
Особое влияние на активизацию инновационных процессов оказывает
управленческая культура, этика и в первую очередь это касается государственных управленцев. С каждым государственным или муниципальным служащим, либо с их совокупностью в каком – либо органе многие связывают свои надежды на милосердие и помощь, на справедливость закона. Люди полагают, что специалисты органов государственного и муниципального управления знают их нужды, разделяют тревоги населения, беспокоятся о его благополучии.
Печально когда это не оправдывается и радостно, когда человек получает
удовлетворение. Естественно, что служащий не все и не всегда может решить, но обойтись с человеком достойно обязан в любом случае.
Тем самым для государственного и муниципального служащего, для
руководителя любого органа власти очень важно владеть культурой управления, которая сказывается во всем – от окружающей обстановки, до языка общения и теплоты глаз.
Культура включает в себя как бы три группы элементов:
- мыслительные (знание, опыт, информация, язык и т.д.);
- поведенческие (одежда, движения, поза, общение и т.д.);
делопроизводства, законодательные акты, служебные традиции и т.д.).
Каждая из них имеет свое значение и выполняет свою роль в реализации функций власти и управления. Усвоение этих элементов требует времени, терпения и умения. Владеющий культурой и знанием о своей стране обладает большим ресурсом для обеспечения рациональности и эффективности государственного и муниципального (как его вида) управления – пишет Г.Атаманчук, доктор юридических наук, Заслуженный деятель науки России. В условиях демократического развития и активизации инновационного потенциала граждан, существенно возрастает педагогическая нагрузка организационных форм управления. Мощный заряд педагогического и психологического свойства присущ самому управляющему воздействию, способному видоизменить цели, деятельность и поведение людей, обогащая их новыми знаниями, представлениями, идеалами, качествами характера. Среди множества факторов, благоприятствующих инновационной активности граждан, особое место принадлежит нравственному и профессиональному авторитету власти, подкрепленному единством слова и дела [17]. Взаимоуважительный, устойчивый, психологический контакт между управленческим персоналом и гражданами – залог того доверия между государством и обществом, на котором, в конечном счете, зиждется эффективность управления.
Не может недооцениваться также эстетическая составляющая
управленческой культуры. Именно благодаря ей «каждая форма человеческой деятельности возвышается до уровня одухотворенности, отношения человека к человеку регулируются критериями гармонии взаимоотношений, совершенствуется познавательная активность людей»[18].
Действительность, однако, такова, что не всех государственных и
муниципальных служащих природа одарила необходимыми социально – психологическими качествами, среди тех, которые изначально отсутствуют, есть сравнительно легко компенсируемые, а есть мало, а то и вовсе невосполнимые [19].
Эффективность управления человеческими ресурсами и в частности
инновационным развитием, предполагает формирование управленческой компетенции. Если не приводить компетенцию в соответствие с требованием времени, то ее реализация может вступить в противоречие с действительностью, стать тормозом прогресса.
Компетентность в конечном счете, являет собой сумму двух слагаемых:
компетенции профессиональной, а также личных и деловых качеств. Для успешной, управленческой деятельности высокого коэффициента интеллектуального развития (IQ) не достаточно, важна эмоциональная компетенция, что предполагает: понимание чувств, эмоций (эмпатия) и причин поведения другими людьми, самоконтроль, настойчивость, умение воздействовать на мотивацию людей, способность располагать к себе, добиваться взаимопонимания и сотрудничества [20].
На возможность использования человеческого творческого потенциала
Необходимы такие способности как: умение разбираться в людях, желание создавать новое и творчески трудиться, обладание интуицией и визуализацией (т.е. способность «видения» намечаемого) прогнозируемого, а также силой личного воздействия (личным обаянием).
Усилить государственное влияние на активизацию инновационного процесса в обществе, возможно лишь через талантливых управленцев, владеющих наукой и искусством управлять.
Соответственно возрастает интерес к дидактике – отрасли педагогики,
разрабатывающей научные основы обучения и образования, а также к акмеологии – отрасли психологии, в рамках которой отрабатываются принципы профессионального развития по высшим меркам личностной самореализации и творческого вклада в профессию [21].
Успешность миссии управленческой культуры в сфере
государственного управления и местного самоуправления определяется, в конечном счете, построением правового государства. Эта миссия осуществляется тем успешнее, чем основательнее и эффективнее духовно – культурное обеспечение жизнедеятельности самого гражданского общества.
Объективная оценка управленческого опыта прошлого не отделима,
однако, от понимания механизма соотношения традиционного и креативного в сфере культуры [22].
Креативная деятельность вообще и управленческая в частности, является та, которая включает в себя новые или уникальные подходы и если результаты могут быть названы полезными или приемлемыми.
Разработаны тесты, которые исследуя креативный потенциал, определяют креативное мышление личности.
Креативное мышление описывает то, как мы видим и понимаем мир, наши основные убеждения и нашу индивидуальность. Креативность концентрируется на том, как мы думаем, на нашем сильном желании достичь чего - то нового или отличного от всего остального [23].
Существует тест «Профиль креативного потенциала», который используется для определения четырех основных стилей креативного мышления:
Ключ к пониманию креативности дает осознание того, что внутреннее побуждение, или страсть к созданию ради создания, - это нечто большее, чем ожидание похвал со стороны. Те, кто уделяет внимание похвалам, обычно менее успешны, чем те, кто стремиться творить, не обращая внимание на то, что скажет весь мир [24].
Креативность не зависит от возраста. Уэйн Дэннис изучил жизнь 378 ученых и показал, что возраст не является сдерживающим фактором. Как следует из его исследования, ученые и артисты (большей частью мужчины), прожившие по меньшей мере 79 лет , все еще были креативны.
Ученые были менее всего продуктивны, когда им было по 20 лет, и достигали максимальной производительности в 40, 50 и 60 лет.
«Людям необходимо понять – говорит геронтолог психиатр Джин Д.Коэн, что креативность остается в старости и может быть улучшена с помощью мощного эффекта длительной креативной деятельности».
Но вот генетическая предрасположенность к определенному виду деятельности доказана учеными, известный факт, что человек 15 % своих способностей и особенностей наследует, а 85% формируются и развиваются в социуме. Черты характера описывают наше поведение, отражая наши ценности и убеждения. В свою очередь личность определяется нашими генетическими данными и воздействиями, произведенными в детстве. Характер необходимо изучать для определения креативного мышления личности. Интересное исследование черт характера было проведено Дином Хамером, специалистом по молекулярной биологии. Он и его коллеги по Национальному институту здоровья идентифицировали ген в хромосоме №11, который выглядел связанным с чертой, называемой «поиск новизны», и ген в хромосоме №17, который может играть роль в управлении чувством тревоги. Исследование генов может быть очень сложным, потому что, хотя ДНК и состоит всего из четырех химических элементов – аденина, гуанина, цитозина и тимина, - но взятые вместе они дают около миллиона комбинаций в одном человеческом гене. Хамер также изучил, как различные элементы, такие как допамин и серотонин, влияют на работу мозга и регулируют настроение человека. Эти химические элементы важны для понимания креативности, потаму что они влияют на рассуждения, оценки, память, и на то, как мы используем креативность. Все эти факты лишний раз подтверждают, что при управлении человеческими ресурсами и эффективностью в достижении поставленных целей, необходимо рассматривать человека как биологический вид, психологический тип, социальную личность, целостную, уникальную, неповторимую систему, которая для раскрытия своего творческого потенциала, требует индивидуального управленческого подхода, основанного на глубоких и разносторонних знаниях о человеческой природе.
Лидерам нужно понимать, что другие люди имеют свои взгляды, и нужно быть убедительным, добиваясь признания необходимости реформ и инновационных преобразований. Инновационные преобразования осуществляются людьми с креативным мышлением, поэтому таких людей необходимо выявлять и создавать условия для постоянного творческого развития и поиска новых идей, полезных обществу.
Креативностью необходимо умело управлять. В редакции Э.М. Короткова «креативный менеджмент представляет собой тип управления, опирающийся на творчество персонала , и предполагающий творческий подход менеджера в решении всех проблем» [25]. Одной из возможностей усиления государственного влияния на активизацию инновационных процессов в стране может стать государственная политика в области образования и поддержка постоянного развития на всех уровнях, интеллектуальных способностей всех членов общества, т.к. интеллектуальные способности вместе с креативностью определяют потенциал нации. Самодвижение и саморазвитие, о котором пишет П. Симонов, требуют энергии или энергетики. Речь идет об адаптационной энергии, то есть такой составляющей общей энергии организма, которая может быть использована для приспособления к изменяющейся среде, а также для изменения своей жизненной стратегии, для самосовершенствования [26]. Необходимо возведение постоянного совершенствования и развития каждого члена общества – в стиль жизни, смысл существования, национальную стратегическую задачу, направленную на повышения качества жизни всех граждан страны.
Для активизации инновационного процесса и успешного продвижения по пути социально-экономического развития страны, прежде всего, необходимо обратить пристальное внимание на качество подготовки управленческой элиты России.
Перед обществом в 21 веке встает задача сбережения и подготовки талантов и «светлых умов» на государственной службе. Ясно, что без этого, равно как и без массированного прихода, в управленческий аппарат людей, профессионально обученных и образованных, с высокими духовно-нравственными достоинствами, с мотивацией ориентированной на ценности социальной ответственности, Россия не сможет иметь эффективной системы государственного управления и местного самоуправления, не сможет, в конечном счете, утвердиться на стезе современного прогресса. Важное подспорье созидания авторитета руководителя на государственной и муниципальной службе – понимание современной роли культуры управления. «Идеи управления, порожденные культурой, возникают сегодня как осознание необходимости обновления самого процесса обновления. Умение строить его с учетом человеческого фактора пробуждают к жизни особые механизмы, открывающие новые пути и средства для коллективного взаимодействия. Являясь по своей сути механизмами самоорганизации, высвобождающими энергию человеческой инициативы, они позволяют эффективно реагировать на неопределенность и быстрые изменения окружающего мира в решении неограниченных задач управления»[27]
[1] «Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы экономики». Рук. Авт. Колл. Д.С. Львов. – М. ОАО Изд-во «Экономика», 1999. (с. 28-29).
[2] «Практика глобализации: игры и правила новой эпохи». Под ред. М.Г. Делягина: ИНФРА-М, 2000. с.326).
[3] А. Маслоу – «Дальние пределы человеческой психики», Пер.англ. ред. Н.Н. Акулина. – СПб: Изд. Группа «Евразия», 1997 (с.70).
[4] В.Г. Афанасьев – «Четвертая власть и четыре генсека». М, 1996. (c.121).
[5] «Авт. кол. Российский менеджмент: технологии успеха». М., Изд. Муниципальный мир., М. 2005.
[6] К.И. Шилин – «Россия гармоничного будущего. Социология духовной жизни», М., 1998; С.В. Шефель. «Творческая индивидуальность – будущее социологии». М., 2000.
[7] В.И. Вернадский – «Философские мысли натуралиста», М., 1998.с.32
[8] О.Л.Кузнецова, П.Г. Кузнецов, Б.Е.Большов - «Устойчивое развитие : синтез естественных и гуманитарных наук». Дубна, 2001, (с 153).
[9] «Теория управления. Социально-технологический подход. Энциклопедический словарь», М., 2004.
[10] Авт.кол. - «Российский менеджмент: технологии успеха». М., Изд. Муниципальный мир, М. 2005.
[11] А.Г. Гладышев – «Концепция Экополис», изд. Одинцовский», 2004.
[12] Б.З. Мильнер – «Теория организации», М., Изд. Инфра-М, 2009, (с.454).
[13] Алан Дж. Роу, «Креативное мышление. Как добиться успеха в новом веке». Библиотека лидера, М., NT Press. 2007.
[14] Б.З. Мильнер – «Теория организации», М., Изд. Инфра-М, 2009.
[15] Б.З. Мильнер, - «Теория организации», М., Изд. Инфра-М, 2009.
[16] Т.Питерс, «Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений» Пер. с англ. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.
[17] Г.В. Атаманчук - «Теория государственного управления» (с.32), М.
[18] В.М. Пивоев - «Философия культуры», СПб., 2001, (с.213).
[19] В.А. Розанова - «Психологические парадоксы в управлении» (с.114 ).
[20] Авт. кол. - «Руководитель 21 века. Развитие управленческого потенциала». М.Изд. Дело. 2007. (с. 69.)
[21] Деркач А.А. и авт. Кол - «Психология развития профессионала». М., 2000 (с.43-46.)
[22] А.И. Ионова - «Этика и культура государственного управления». М.Изд. Флинта. 2005.
[23] Алан Дж. Роу - «Креативное мышление. Как добиться успеха в новом веке». Библиотека лидера. М., NT Press. 2007. (с.33)
[24] Алан Дж. Роу - «Креативное мышление. Как добиться успеха в новом веке». Библиотека лидера. М., NT Press. 2007. (с.33 -34)
[25] Э.М.Коротков – «Концепция российского менеджмента». М.6 ООО Изд. ДеКа, 2004. (с.63).
[26] Г.И.Ванюрихин – «Креативный менеджмент. Творческие подходы к поиску управленческих решений». М., изд. МАКС Пресс 2007, с.105).
[27] Т.Г. Богатырева – «Современная культура и общественное развитие», М., Изд. РАГС, 2001. (с.167)
+7 (978)784-22-02
+7(916) 712-45-74
kravets58@mail.ru115547, Москва, Милютинский пер., 18 стр. 2
м. Тургеневская